Франция. Париж. 2005. День второй. Прогулка по островам, Площадь Бастилии и Площадь Вогезов.

16/05-2005 понедельник. День второй. Прогулка по островам, Площадь Бастилии и Площадь Вогезов.

Новый Мост (Pont-Neuf)

Метро: Pont-Neuf.

Новый мост соединяет западную часть острова Сите с правым и левым берегами Сены. Отсюда открывается хороший вид на город. На северо-западе находится Лувр, а юго-восточнее Собор Парижской богоматери. Берега Сены - постоянное место пребывания букинистов. Там, кроме сувениров, гость может найти антикварные книги или гравюры. Вопреки своему названию, Новый мост является старейшим из сохранившихся мостов Парижа. Мост, состоящий из 12 пролетов, имеет 275 м в длину. Первый камень его был заложен 31 мая 1578 г. Генрихом III, строительство завершено при Генрихе IV. Проект моста принадлежал выдающемуся французскому архитектору эпохи Возрождения Андруэ дю Серсо. В отличие от других мостов того времени Новый мост не был застроен домами и имел тротуары для пешеходов. В начале 17 в. возле моста была воздвигнута конная статуя Генриха IV (ск. де Болонь и Франжевиль). Этот монумент является первой конной статуей во Франции, установленной на городской магистрали.

Конная статуя Генриха IV

Конная статуя Генриха IV

Мост искусств

Мост Искусств

Мост Александра III

Мост Александра III

Мост Александра III

Мост Бир Хакейм

Статуя свободы

Во время Великой французской революции статуя Генриха IV была снята, а в начале 19 в. скульптор Лемо восстановил памятник. В течение многих десятилетий Новый мост был одним из самых оживленных мест Парижа: по обеим его сторонам размещались временные лавочки и балаганы, исчезнувшие лишь в 19 в. На правом берегу Сены возле Нового моста находится крупнейший парижский универмаг «Самаритен». В 17 в. близ этого места была установлена гидравлическая машина, обеспечивавшая водой питьевые фонтаны правого берега. Рядом с машиной находилось скульптурное изображение самаритянки, подносящей воду Христу. Гидравлическая машина «Самаритен» работала вплоть до 1813 г., и ее название перешло к парижскому универмагу. По другую сторону моста возвышается монументальное здание Монетного двора. Две лестницы спускаются с моста в небольшой сквер Вер-Галан. Название сквера произошло от прозвища короля Генриха IV, славившегося своими амурными приключениями (vert-galant – пылкий любовник). Здесь остров Сите врезается своим мысом в Сену, и в нашем воображении мгновенно возникает нос корабля. Сад, раскинувшийся вокруг, имеет очертания палубы корабля, медленно плывущего по спокойным водам Сены, разрезая волны своим носом. И с палубы этого воображаемого корабля нам открывается великолепная панорама: величественные берега и стройные здания, зелень деревьев и изящные контуры мостов. И это только один из бесконечного множества способов, которые город изобретает, чтобы очаровать нас.

На площади Вер-Галан (Square du Vert-Galant) расположен причал прогулочных катеров. Туристический круиз, продолжительность 1 час, стоимость 10 евро. Расписание с марта по октябрь: 10-30, 11-15, 12-00, 13-30, 14-00, 14-30, 15-00, 15-30, 16-00, 16-30, 17-00, 17-30, 18-00, 18-30, 20-00, 21-00, 21-30, 22-00, 22-30. Маршрут: Лувр – Королевский мост (В Париже 34 моста. Один из самых старинных – это Королевский мост. Говорят, что он был подарен парижанам королем Людовиком XIV. Прежде, на месте моста находилась переправа, по-французски «бак», отсюда название улицы Бак) – Музей Д’Орсэ – (Бывший вокзал Д’Орсэ, построенный архитектором Лалу в 1900 г. для всемирной выставки. Сейчас самый большой музей искусства XIX века) – Сад Тюильри – Мост согласия (Этот мост является символом, так как он был частично построен из камней, разобранной во время революции тюрьмы Бастилии.) – Мост Александра III (Самый элегантный мост Парижа. Он символизирует франко – русский союз прошлого века. Первый камень был заложен царем Николаем II в присутствии президента Феликса Фора. В центре одно-арочного, длиной 110 метров моста, расположен герб Санкт-Петербурга и две нимфы, символизирующие Неву, с другой стороны моста – герб Парижа) – Дворец Шайо – Американская церковь – Мост Альма ( Мост Альма напоминает нам о Крымской войне 1856 г. Современный мост сохранил знаменитую статую зуава, французского колониального солдата, которая установлена на одной из опор моста Альма, по которой парижане измеряли уровень Сены. В январе 1910 г. во время больших наводнений вода доходила до уровня подбородка зуава, а в 1985 г. до пояса. У правой оконечности моста стоит «Пламя свободы».  Это копия маяка нью-йоркской статуи Свободы, которая была принесена в дар в 1987 г. газетой «Интернешнл Геральд Трибюн» в память о подвигах героев французского Сопротивления в годы Второй мировой войны. «Пламя свободы» ныне стало неофициальным мемориалом принцессы Дианы Уэльской , погибшей в 1997 г. в тоннеле под мостом в автокатастрофе, сюда возлагают цветы.) – Мост Дебилли (Passerelle Debilly) – Эйфелева башня – Мост Бир-Хакейм (Еще одно творение Гюстава Эйфеля. Мост имеет два уровня: один для автомобилей, другой для метро. С моста можно спуститься по лестнице на лебединую аллею, в конце которой расположена статуя Свободы.) – Мост Инвалидов (Построен в 1856 г. в честь морских и пехотных побед Наполеона I) – Площадь согласия – Дворец почетного легиона – Набережная Вольтера – Мост Карузель (прозван гостиницей сквозняков) – Мост Искусств – Дворец Конти (Монетный двор. Раньше здесь чеканили монеты, а теперь печатают медали) – Остров Ситэ – Набережная Ювелиров (увековеченная в рассказах комиссара Мегрэ) – Мост Св.   Михаила (построен при Наполеоне III, поэтому украшен имперской монограммой n.) – Префектура и Малый мост (всего 33 метра) – Двойной мост (здесь надо было платить двойной налог (два денье) – Нотр Дам – Мост Д’Аршевеше (самый низкий мост) – Остров Сен-Луи – Мост Турнель – Мост Сюлли – Мост Аустерлиц – Дворец Ламбер – Мост Мари (самый романтический мост Парижа, по традиции надо загадать желание) – Мост Луи Филиппа (построен в 1857 г) – Мост Д’Арколь - Мэрия – Консьержери. Часовая башня (У основания башни расположены самые старинные общественные часы Парижа, установленные в 1370 г., они были реставрированы всего три раза и еще прекрасно ходят) – Новый мост. После экскурсии, можно купить фотографию за 10 евро, сделанную перед отплытием.

Новый мост

 

Новый мост

Площадь Вер Галан

Лувр

 

Лувр

 

Вечный огонь

 

Эйфелева башня

 

Собор Нотр-Дам-де-Пари

 

Остров Сите (Ile de la Cite)

Остров Сите – «начало всех начал», колыбель французской столицы. Еще в III веке до нашей эры на острове Сены обитало кельтское племя паризиев. Примерно в 52 году до нашей эры римские завоеватели, пришедшие в Галлию, поселились на острове, дав ему название «Лютеция». Сначала здесь появился небольшой гарнизонный городок, а затем на острове и на левом берегу Сены были выстроены виллы, Термы (римские бани) некрополь, акведук, театр и два храма... Лютеция стала Парижем, но произошло это не ранее V века до нашей эры. Остров Сите, подобно кораблю,  рассекающий волны Сены, стал основой герба города Парижа. (Герб города Парижа сформировался постепенно. Корабль появляется на печати цеха речных торговцев в XIII в., лилия - в конце XIV в. Основные элементы герба были утверждены в XVI в. с девизом "Fluctuat nec mergitur" : "Плывет, но не тонет".). На острове находятся всемирно известные достопримечательности - Собор Парижской Богоматери и готический шедевр - церковь Сент-Шапель.

Остров Ситэ и Нотр Дам
 

Площадь Дофина (Place Dauphine)

Ее называют жемчужиной архитектурного ансамбля Парижа. И еще ее называют парижской Золушкой. Самая красивая, по мнению Андре Моруа, площадь города незаслуженно забыта. С архитектурной точки зрения она стоит в одном ряду с такими шедеврами как Вандомская площадь, площадь Согласия, площадь Вогезов… Однако, в отличие от них, она не сохранила своего первоначального вида и архитектурного единства стиля. За четыреста лет своего существования она не раз перестраивалась и к сегодняшнему дню из сорока четырех домов, которые ее окружали, в прежнем виде сохранились только два.

Площадь Дофина

 

Дворец Правосудия (Palais de Justice) и Консьержери (Conciergerie)

Еще во времена средневековья сложилась четкая структура Парижа: правый берег принадлежит коммерсантам, левый интеллектуалам, а посередине, на острове Сите, расположилась верховная власть - король. Со временем король покинул Сите, но, в общем, все осталось без изменений, только Королевский дворец превратился во Дворец Правосудия.

Сегодня комплекс Дворца Правосудия занимает чуть ли не половину острова Сите - это город в городе. В одном месте сосредоточено все: и криминальная полиция, и залы суда всех инстанций, и прокуратура. Эклектичный, но обладающий своеобразным шармом, ансамбль создавался веками и, можно без преувеличения сказать, тысячелетиями.

Первыми, в третьем веке до нашей эры, на острове Сите поселились римские правители земли Галлия. Король франков Хлодвиг выбрал этот маленький островок местом для столицы своего государства.

Настоящий Королевский дворец на Сите появился только в одиннадцатом веке, он был построен по всем правилам крепостной архитектуры: небольшое здание с внутренним двором, окруженное со всех сторон квадратными башнями.

Нечто, отдаленно напоминающее современный вид дворца, появилось при Людовике IX Святом: по его приказу была возведена Святая Часовня, которая вошла во все анналы архитектуры как эталон пламенеющей готики.

Филипп Красивый, правивший Францией в самом начале XIV века, решил построить дворец, достойный короля. Он поручил все работы Энгерранду де Мариньи. Прежде всего архитектор благоустроил покои короля и создал Большой Зал (сегодня на его месте располагается Зал потерянных шагов), называемый также залом Прокуроров: в нем заседал Парламент, выполнявший тогда функции единственного в стране органа правосудия.

Филипп Красивый ввел и должность консьержа - управителя всего дворца. Для консьержа и его служб построили специальные помещения, названные позже Консьержери (Conciergerie). К ним относятся Гвардейский Зал, зал Ратников и три башни: Цезаря, как напоминание о том, что здесь когда-то жили римляне; Серебряная, в которой король хранил свои реликвии; и наконец башня, где преступников подвергали страшным пыткам: Бонбек.

Сводчатый, огромных размеров, готический Зал Ратников служил столовой для 3000 охранников и других служителей дворца. Должность консьержа была одной из самых доходных в Париже, ведь он имел право сдавать под наем все помещения Консьержери, расположенные на первом этаже (в 1596 году там насчитывалось 224 лавки, принадлежавшие парикмахерам, виноторговцам, букинистам, ювелирам).

Дворец оставался резиденцией королей Франции до 1358 года, когда восставшие парижские торговцы перерезали половину советников Карла V, и испуганный дофин покинул навсегда это место, чтобы сначала поселиться во дворце Сен-Поль, а потом в Лувре. Дурные воспоминания не помешали королю внести некоторое усовершенствование: на самой высокой из башен он установил первые городские часы. Их циферблат голубого цвета украшен белыми лилиями, символом королевской власти. По обеим сторонам часов находятся барельефные изображения Закона и Правосудия. С тех пор башня эта стала называться Часовой.

Несмотря не то, что король покинул дворец, жизнь в нем не замерла. Здесь продолжались заседания Парижского Парламента, занимавшегося решением юридических вопросов. А помещения Консьержери превратились в тюрьму.

Многочисленные пожары обрушивались на дворец. Самым разрушительным оказался пожар 1618 года, когда за одну ночь в огне погибли огромные помещения, была уничтожена вся лепнина, все скульптуры, роспись плафонов Зала потерянных шагов, многие документы. В 1630 году пламя объяло Святую Часовню и ее чудом удалось спасти. Галерею торговцев, бывшую когда-то самым оживленным местом Парижа, разрушил пожар 1776 года. На этом месте теперь находится главный вход во Дворец правосудия, его отделяет от улицы элегантная решетка, отлитая во времена Людовика XVI.

После революции в здании дворца разместился Трибунал, который за короткий срок своего существования отправил на эшафот более двух с половиной тысяч человек, среди них были "враги революции" - аристократы и сами создатели трибунала.

В эпоху Наполеона была создана новая судебная система, но, как и прежде, она осталось в стенах бывшего Королевского дворца и Консьержери, которые было поручено перестроить архитектору Жиро.

Основные работы по полной реконструкции и расширению дворца начались, однако, лишь в 1840 году под управлением Юйо, которого сменил Дюк. На протяжении небольшого времени на набережной Часов воздвиглись новые здания, застроился Майский двор, названный так, потому что во времена королей здесь каждый год сажали новое дерево. Отреставрировали Зал потерянных шагов, снесли немногие здания, оставшиеся от первого королевского дворца, построенного еще в XI веке. Как только все работы были завершены, разразилась очередная революция - Парижская Коммуна. За сто дней ее существования сгорел почти весь Париж, и Дворец Правосудия не оказался исключением.

Строительство начали заново: в 1875 году открылся вестибюль Арлей. Его архитектура очень торжественна, но появление западного фасада Дворца Правосудия полностью разрушило другой архитектурный ансамбль острова Сите, не менее примечательный: площадь Дофина, созданную при Генрихе III и являвшуюся прообразом площади Вогезов.

Полностью все реставрационные работы были закончены только к началу первой мировой войны. В 1914 году Дворец Правосудия признали памятником архитектуры, а здание Консьержери перестало служить тюрьмой.

Дворец правосудия

Дворец Правосудия

Консьержери

Консьержери

Тюрьма

Несмотря на то, что в здании дворца почти целый век велись строительные работы, его основная деятельность не прерывалась ни один день. Судебные процессы во Франции публичны, нередко привлекают многочисленную публику, а часто становятся театральным действием или ареной для политических сражений. Вот, например, прошедшие здесь самые громкие процессы: 1880 - процесс над Сарой Бернар за то, что она разорвала пожизненный контракт с Комеди Франсез, 1893 - Панамский скандал, 1898 - политический процесс над Эмилем Золя за его прославленный памфлет "Я обвиняю", 1906 - осуждение Дрейфуса, 1917 - обвинена в шпионаже и приговорена к смертной казни танцовщица Мата Хари, 1932 - за убийство французского президента Поля Думера осужден на смерть русский эмигрант Горгулов, 1945 - суд над маршалом Петеном за коллаборационизм.

В рабочие дни все части этого комплекса открыты для публики: Зал военных, тюремные камеры Марии - Антуанетты (перестроенная в капеллу) и Робеспьера.  Во дворе дворца правосудия находится часовня Сент Шапель.

 

Капелла Сент-Шапель (Ste-Chapelle)

Метро "Cite"

Это одно из превосходных творений французской готики. Ее стены 22- метровой высоты почти полностью занимают 15 огромных витражей, которые изображают более 1000 библейских сцен.

Возведенная за шесть лет (1242-1248), одним из крупнейших зодчих готики Пьером де Монтрёй, Сент-Шапель является, прежде всего, личным творением короля Людовика Святого. Она была задумана как место хранения реликвий Страстей Христовых, а именно Тернового Венца Христа. В 1239 г. Людовик IХ за невероятно высокую сумму в 135000 ливров (стоимость возведения капеллы будет «всего лишь» 40000 ливров) купил у византийского императора Бодуэна II (в некоторых источниках - Балдуина II, латинского императора Константинополя) ценнейшую реликвию Страстей Христовых. Спустя два года из Византии были доставлены другие реликвии. Все они были оставлены на хранение во дворце, в капелле святого Николая, в ожидании более достойного для них архитектурного обрамления. Церковь, построенная как дворцовая капелла королевской резиденции, имеет два этажа в соответствие с распространенным тогда стилем. Всю церковь опоясывает своеобразный высокий корсет с ажурными мраморными аркадами, прерываемыми время от времени глубокими нишами. Архитектору удалось максимально облегчить конструкцию, чтобы оставить больше пространства для огромных витражных окон. В то время как в искусстве романского периода церковные росписи были частично скрыты в изгибах арок или под широкими сводами, здесь, в этом готическом шедевре, прекрасная живопись перенесена на витражные окна.  Сент-Шапель была освящена 26 апреля 1248 года. Верхняя капелла – одновременно королевская и место выставления реликвий – была освящена папским легатом Еводом де Шатору. Нижняя капелла, - служившая как придворная приходская церковь, - была освящена архиепископом Буржским Пьером Беррюйе.

Во время революции Сент-Шапель – символу королевской власти и религии – был нанесен значительный ущерб: исчезли мебель, церковные стулья, амвон. Органы были перевезены в Сен-Жермен-л’Оксерруа, шпиль был сломан, типманы разбиты, а реликвии растащены. Большинство статуй, однако, было спасено Александром Ленуаром.

С 1846 года под руководством архитекторов Дюбана, Лассюса и Боесвильвальда стали проводиться большие реставрационные работы и Сент-Шапель вновь обрела свое былое великолепие.

Нижняя капелла посвящена Деве Марии. Ее статуя, выполненная во весь рост, установлена в простенке портала. Низко нависшие своды капеллы покоятся на изящных колоннах с капителями, которые сменяются распорками (деревянные или каменные элементы, помещенные между двумя частями и не допускающие их сближения). Стены украшены аркатурами в форме трилистника и двенадцатью медальонами с изображениями апостолов. На колоннах геральдические лилии (эмблема королевской власти во Франции) на лазурном фоне чередуются с башнями Кастилии – в честь Бланки Кастильской, матери Людовика Святого. Роспись свода представляет собой звездное небо, а на полу расположены надгробные плиты на местах погребения хранителей церковной сокровищницы и каноников Сент-Шапель.

В верхней капелле готическая архитектура предстает во всем своем несравненном великолепии: свет, цвета, пространство и чувство точного соответствия искусства и веры. Совершенно очевидно, что все внимание архитектора, скульпторов и художников было сосредоточено на внутреннем убранстве верхней капеллы, потому что именно она служила драгоценным ларцом для прославленных реликвий. Создается впечатление, что свод парит над огромными витражными окнами. Мощь контрфорсов исчезает благодаря гениально продуманной группе из девяти небольших колонн, распределенных таким образом, что объемность каждой опоры едва ощущается. Статуи двенадцать апостолов, приставленные к колоннам, подчеркивающим пролеты, образуют самое значимое скульптурное украшение верхней капеллы. Статуи представляют собой два разных стиля: те, которые относятся к первому – с мягко ниспадающими фалдами, прямыми складками на одежде, с тонко очерченными лицами и волосами с плоскими локонами – излучают ясность и спокойствие. Вторая группа – это свидетельство развития средневековой скульптуры: складки на одежде жесткие и переломленные, а лица приняли резкие очертания. В XIX в. многие статуи были перевезены в музей Клюни, а на их месте установлены копии.

Скульптурные изображения на капителях и в пространстве между арками разнообразны до бесконечности.

Внутри капелла покрыта росписями, необычайно гармонирующими с витражами.

Святые реликвии хранились в большой, богато украшенной раке, которая была установлена на ажурном постаменте в глубине апсиды. В страстную пятницу Реликвии выставлялись на обозрение верующим. Кроме Тернового Венца и частицы настоящего Креста Господня, в ковчеге Сент-Шапель хранились и другие многочисленные предметы – свидетели Ветхого и Нового Заветов. Во время революции реликвии оказались в разных местах. Одни бесследно исчезли, а другие в настоящее время хранятся в сокровищнице собора парижской Богоматери и в Национальной библиотеке.

Но всемирную известность Сент-Шапель принесли ее витражи: 600 квадратных метров витражей – две трети из которых подлинные – являют собой наиболее полный ансамбль витражного искусства XIII столетия. В витражах преобладают красный и синий цвета, резко отличающиеся от красок круглого витража XV столетия на западной стороне капеллы. Витражи Сент-Шапель были выполнены в период между 1242-1243 и 1248 г. в трех мастерских, каждая из которых отличалась своей индивидуальной манерой. Они заполняют восемь боковых окон и семь окон апсиды. На витражах изображены этапы священнического служения короля, что подкреплено соответствующими образами из Ветхого Завета .

Элегантная и воздушная структура здания отходит на второй план перед великолепием витражей, которые повествуют, по библейским текстам, о всей истории человечества: от сотворения мира до искупления Иисуса Христа Поочередно следует Бытие, Исход, Числа, Второзаконие, Судьи Израилевы, Исаия, Иессеево Древо, святой Иоанн Богослов, Страсти Христовы, святой Иоанн Креститель, история Даниила, Иезекииля, Иеремеи, Товита, Иудифи и Иова, Есфири, Книга Царств и История Реликвий. Каждое витражное окно, поделенное на стрельчатые арки, необходимо читать слева направо и снизу вверх. С 1803 года Сент-Шапель использовалась не по своему прямому назначению: витражи были сняты на два метра по высоте и здание было превращено в архивный склад. В XIX столетии, однако, все витражи были превосходно отреставрированы.

Сент Шапель

Сент Шапель

Сент-Шапель (Святая капелла) является шедевром легкости и прозрачности. Стены здесь как бы исчезают, уступая место огромным витражным окнам, украшенным группами малых колонн, уходящими под самые арки свода. Капелла, будучи палатинской (т.е. имеющей отношение ко двору), относится к типу частных капелл, возводившихся на двух уровнях. По наружной галерее, соединяющейся со дворцом, король и его ближайшее окружение поднимались прямо в верхнюю капеллу. Нижняя капелла была предназначена для придворных. Архитектурная модель Сент-Шапель - это модель здания с единым нефом, заканчивающимся семигранной апсидой. Снаружи архитектура капеллы подчеркивает главное: строгость фундамента и мощность контрфорсов противостоят легкости верхних частей здания. Над крышей серовато-черного цвета господствует деревянный кедровый шпиль высотой в 33 метра - шедевр изящества, изготовленный в XIX веке, но являющийся точной копией шпиля XV столетия.

 Сент-Шапель остается лучшей из готических церквей небольших размеров (длина 35м, ширина 11м).

 

Мост Менял (Pont au Change)

Архитектурный ансамбль дворцовой крепости соединяется с противоположным берегом Сены Большим мостом, или мостом Менял, построенным в IX веке при короле Карле Лысом.

Хоть сделали тебя прескверно

и вечно чинят - не беда!

Мостом Менял ты назван верно:

Ведь ты меняешься всегда.

писал о нем поэт Клод Ле Пети.

 Мосты в средние века имели обыкновение "меняться", строительство их было своего рода "сизифовым трудом" корпорации мостостроителей, "братьев понтификов". Они не успевали построить мост, как он тут же рушился.

Большой мост был назван мостом Менял еще и потому, что на нем происходил обмен, денежный и товарный. Мост был так плотно застроен рядами меняльных лавочек, что "прогуливаясь по нему, совершенно невозможно было увидеть реку. Казалось, что находишься на земле и посреди ярмарки - так многочисленны и разнообразны были выставленные здесь товары". В конце XVIII века лавочки и дома сносят, мост становится "нищ и гол". Нынешний свой вид мост приобрел во время Второй Империи.

 

Собор Парижской богоматери (Cathedrale Notre Dame de Paris)

Работает 8-00 - 19-00, суббота закрыт 12-30 - 14-00, Башни собора (Les Tours de Notre-Dame de Paris) 9-30 – 18-30 (зимой до 17-00) - 7€, закрыты в праздничные дни; Археологический склеп (La cripte archeologique) 10-00-17-45 , закрыт в праздничные дни - 2,5 €.

Лучше бы этот собор назвать парижским собором Богоматери, так как собор Богоматери есть и в Шартре, и в Орлеане, и в Руане – во всех городах Франции есть свой собор Богоматери. Но только парижский был назван Людовиком XIII приходской церковью Франции, чтобы выразить то глубокое благоговение, каким пользовался собор во все времена. Сколько событий произошло в его стенах, ставших поистине вехами французской истории: первые Генеральные штаты, созванные в 1302 г. Филиппом IV Красивым; реабилитация в 1456 г. французской народной героини Жанны д'Арк, сожженной англичанами по обвинению в колдовстве в 1431 г.; торжественная месса в 1572 г. по случаю бракосочетания Маргариты Валуа, будущей королевы Марго, с королем Наварры Генрихом, будущим французским королем Генрихом IV; коронация Наполеона в 1804 г. Недаром Виктор Гюго сделал собор героем одноименного романа, не Квазимодо, не Эсмеральду, а именно собор Богоматери.

Собор Парижской Богоматери построен в западной части острова Сите, на месте, где в I веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием своего облика. По красоте, пропорциям, по степени воплощения идеи готического искусства этот собор представляет собой уникальное явление.

Сегодня, глядя на его целостный и гармоничный ансамбль, невозможно поверить, что собор строился 170 лет, что он многократно переделывался и капитально реставрировался. Строительство собора было начато в 1163 году при епископе Морисе де Сюлли. Первый камень в основание храма положил папа римский Александр III. На паперти установлена бронзовая доска с надписью «0 км», от которой ведется отсчет расстояний во Франции. В те времена собор выглядел не так, как сегодня: вплотную к нему подступали дома с мастерскими ремесленников и лавочками, а главный фасад собора был не монохромным, а куда более нарядным: все статуи фасада и порталов сверкали яркими красками на золотом фоне. На протяжении многих веков собор Нотр-Дам был важным, если не самым главным, центром городской жизни. Здесь заседал парижский парламент, разыгрывались мистерии, заключались торговые сделки; нищие и бездомные находили в соборе приют, а богатые горожане, отправляясь в дальнее путешествие, сдавали сюда на хранение свои ценности. В соборе совершались обряды крещения, бракосочетания и отпевания, праздновались военные победы, и исполнялся торжественный гимн «Тедеум». Отметим, что в соборе Нотр-Дам было всего две коронации: английского короля Генриха IV и императора Наполеона (по традиции почти все французские короли благославлялись на власть в Реймском соборе). В процессе строительства, которое завершилось только к середине XIV века, первоначальный план собора претерпел ряд изменений, восприняв черты зрелого готического искусства.

История сохранила имена нескольких зодчих, завершавших строительство храма. В 1257-1270 годах здесь трудились Жан де Шель и Пьер де Монтрейль. В 1280-1330 годах строительством руководили Пьер де Шель и Жан Рави. Средства на постройку главного собора Парижа щедро жертвовали король, епископы и простые граждане. К благородному делу подключились даже... парижские проститутки: их сообщество официально запрашивало духовные власти, можно ли им, блудницам, пожертвовать деньги на храм. Им ответили: да, можно, но при условии, что это останется в тайне.

Главный алтарь собора был освящен в мае 1182 года, а в январе 1185 года прибывший в Париж патриарх Иерусалимский совершил в соборе торжественную службу. К 1196 году храм был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. Во второй четверти XIII века были возведены башни.

Собор Парижской Богоматери представляет собой пятинефную базилику. Его длина составляет 130 метров, высота башен - 69 метров. Собор одновременно может вместить девять тысяч человек.

Фасады собора богато украшены скульптурой, особенно пышно оформлены порталы. Скульптуры всех трех порталов являются одними из лучших произведений средневековья. Они объединены одним общим замыслом: изобразить историю христианства от грехопадения до Страшного суда. Значительная часть скульптур собора Парижской Богоматери, включая все двадцать восемь статуй галереи Королей, является копиями XIX века: оригиналы разбиты в годы французской революции.

Из каменного убранства фасадов Нотр-Дам-де-Пари интересны знаменитые статуи 'Garguille', установленные на верхней площадке собора у подножия башен. Гаргуи, ничего общего с химерами, разрушенные от времени, были восстановлены в 1850-1860-х годах скульптором Виоле ле Дюком. Этих страшных, фантастических существ, средневековые авторы наделили внутренней психологией - это производит на зрителей сильное, жутковатое впечатление. Как говорится, по одежке встречают... Вот уже 600 лет охраняют сон парижан... Своим ммм… несколько необычным видом, были призваны отпугивать злых духов и всякую нечисть от города.

В интерьере собора доминирует серый цвет камня, из которого сложены стены и своды храма. От этого сразу возникает ощущение мрачноватости, холодности. Раньше в соборе было еще темнее, и пришлось пробивать новые окна в боковых стенах, так как центральный неф освещался очень плохо. Его высокие стрельчатые своды поднимаются в почти бесконечную вышину. Высота центрального нефа собора Парижской Богоматери составляет 35 метров, и в сочетании со сравнительно небольшой шириной и чрезвычайной легкостью конструкции свода это создает чувство высоты и величия.

Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам де Пари нет настенной живописи, и единственным источником цвета в однообразно-сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через них, заливает храм целой радугой оттенков. Эта игра света смягчает однотонность постройки и придает интерьеру собора феерическую роскошь и вместе с тем таинственность.

Изображения на витражах выполнены в соответствии со средневековыми канонами. На окнах хора изображены сцены из земной жизни Спасителя, на витражах боковых стен - фрагменты из житий святых. Витражи высоких окон центрального нефа изображают патриархов, библейских царей, апостолов. В окнах боковых капелл помещены сцены из земной жизни Девы Марии. А витражи огромного, диаметром 13 метров, окна-розы включают в себя около восьмидесяти сцен из Ветхого завета.

К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти все они представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю витражи. В неприкосновенности до наших дней дошла только окно-роза. Но не только витражи, но и сам собор мог не дойти до наших дней: у масонов-руководителей французской революции и у возглавляемой ими толпы храм Богоматери вызывал особую злобу, а так как в Париже вакханалия бушевала с особой силой, то и собор Парижской Богоматери пострадал значительно больше других соборов Франции. Сильно поврежденное в годы революции, древнее здание с конца XVIII века здание пришло в упадок и в те годы, когда Виктор Гюго писал свой знаменитый роман 'Собор Парижской Богоматери', храму уже угрожало полное разрушение. В 1841-1864 годах была произведена капитальная реставрация собора. В эти же годы были сломаны постройки, примыкавшие к собору, а перед его фасадом образована существующая ныне площадь.

В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из великих реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа. Каждую Страстную пятницу терновый венец и кусочек Креста Господня выставляют на обозрение публики.  До 1063 года Терновый венец хранился на горе Сион в Иерусалиме. В 1063 году он был перевезен во дворец византийских императоров в Константинополе. В 1204 году священная реликвия была захвачена ворвавшимися в Константинополь западноевропейскими рыцарями-крестоносцами, разграбившими христианский город. До этого за тысячу лет нога завоевателя не ступала на камни константинопольских улиц.

Под ударами крестоносцев Византийская империя распалась на несколько частей. Константинополь оказался под властью династии каких-то провинциальных князьков, ненасытно грабивших остатки доставшегося им великого наследия, но все равно постоянно нуждавшихся в деньгах. Один из них - Балдуин II, чтобы выкрутиться из долгов, начал распродавать священные реликвии христианства. В результате Терновый венец достался французскому королю Людовику IX.

В 1239 году святыня была доставлена в Париж. Король Людовик распорядился поместить венец в специально построенную часовню, в которой он находился до эпохи французской революции, когда толпы революционно настроенных граждан, опьяненных 'свободой, равенством и братством', разнесли часовню в щепы. Однако Терновый венец был спасен и в 1809 году передан на хранение в Собор Парижской Богоматери, в котором продолжает находиться вот уже почти два века.

На южную башню можно подняться по лестнице преодолев 387 ступенек.

Из двух башен собора левая немного шире, чем правая. По первоначальному проекту они должны были быть увенчаны островерхими шпилями. При строительстве, как только высота башен достигла 69 метров, было решено от них отказаться, чтобы не нарушать уже создавшейся гармонии пропорций. Центральный фасад собора как бы разделен на три этажа простыми, ясными горизонтальными линиями. Первый этаж состоит из трех порталов - центрального и двух боковых. По своим размерам центральный портал явно отличается от двух других. Различие боковых не столь очевидно, хотя и несомненно. Избавляя глаз от строгой монотонности и создавая при этом впечатление симметрии, оба боковых портала в то же время не одинаковы по размерам и по форме. Левый - ниже и завершается не аркой, как правый, а острым углом треугольника. По обеим сторонам центрального портала - статуи, изображающие "Церковь торжествующую" и "Поверженную синагогу" (копии, сделанные в мастерской Виоле-ле-Дюка во второй половине XIX века). Когда-то все статуи собора были раскрашены и выделялись на золотом фоне. В XIII веке в Париже существовал специальный цех "скульпторов-живописцев", которым цеховой устав запрещал работать ночью, при искусственном освещении, недостаточном для выполнения работ. Полихромность скульптуры была не только декоративной. По цвету одеяний, например, можно было определить персонаж, особенно если он размещался высоко или в местах, не совсем удачных для обозрения. По традиции, Богородица всегда изображалась в голубом одеянии. Деве Марии обязательно посвящался один из порталов любого средневекового собора. В Соборе Парижской Богоматери Ей посвящен левый портал. На тимпане - изображения трех Пророков, предсказавших явление Богоматери, и трех Царей из Ее родословной. Над ними - Успение и коронование Богородицы. Правый портал посвящен Святой Анне, матери Девы Марии. На его тимпане - скульптурные изображения Богоматери с Младенцем Христом, благословляющим и держащим земной шар. Слева - опирающийся на посох епископ Морис де Сюлли, основатель собора. Справа - коленопреклоненный французский король Людовик VII. Существует предположение, что это изображение Хильдеберта I, сына короля Хловиса, основателя церкви Святого Этьенна, ранее находившейся на месте собора. Хильдеберт изображен в "современном" королевском одеянии XII века, что и позволило принять его за короля Людовика VII. Тимпан портала Святой Анны - самый древний из трех, украшающих собор. Скульптурное украшение всего фасада датируется XIII веком, то есть временем окончания строительных работ. Обычно, следуя средневековой традиции, скульпторы принимались за работу одновременно со строителями. Но от начала строительства прошло около двухсот лет, скульптуры, приготовленные для украшения фасада, казались архаическими уже в то время, и их решили заменить, за исключением тимпана портала Святой Анны. "Порталы - преддверие рая", - мыслил человек Средневековья. Поэтому, по традиции, центральный портал главного фасада обычно посвящался сценам "Страшного Суда". На тимпане центрального портала Собора Парижской Богоматери изображен Христос, взвешивающий души усопших и отделяющий праведных от неправедных. Внизу, у основания аркатур, скульптурные изображения Ада и Рая. Если Ад легко узнаваем, так как всегда проще передать адские муки, чем райское блаженство, то изображение Рая ограничено буквальной иллюстрацией строфы из Евангелия от Луки: "Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово". Фигуры Христа благословляю! ц его, двенадцати Апостолов, дев мудрых и неразумных - копии, вышедшие из реставрационных мастерских Виоле-ле-Дюка. В нише одного из простенков - скульптурное изображение Святого Марселя, попирающего дракона (копия; поврежденный оригинал находится в музее Клюни). Как рассказывает легенда, некое чудовище по ночам выползало из Сены и пожирало на кладбище трупы. Испуганные парижане просили заступничества у своего пастыря. Святой Марсель изображен в тот момент, когда он поражает посохом чудовище, выползающее из могилы.

Левый портал также обрамляют арки со знаками Зодиака, которым соответствуют барельефы с изображением сезонных работ. Эти сельские картины дополняет декоративный скульптурный орнамент, в котором впервые стилизованное изображение листьев аканта и привычные пальмы уступили место листьям шиповника, дуба или винограда.

Центральный портал собора украшают также барельефы с изображениями двенадцати добродетелей, которым соответствуют двенадцать пороков. Дверные петли центрального фасада (копии, сделанные в мастерской Виоле-ле-Дюка) - ажурной, тонкой декоративной вязи. Если верить одной из средневековых легенд, их анонимный автор, прозванный Бискорнетом, или Двурогим, не сумел бы их выполнить, если бы ему не помогал сам дьявол. Над порталами горизонтальной линией вытянулась галерея Царей со скульптурными изображениями двадцати восьми Царей Иудейских (копии - за образцы были взяты сохранившиеся скульптуры на соборах Шартра, Реймса и Амьена).

Над галереей Царей - скульптуры Богоматери и двух Ангелов, ореолом которым служит круглое окно-розетка (10 м в диаметре), тончайшей работы мастеров по камню и по цветному стеклу (копия, созданная в реставрационных мастерских Виоле-ле-Дюка). Реставраторами были проведены сложнейшие предварительные исследования по искусству средневековых мастеров для восстановления розетки в том виде, в каком она была в XIII веке, так как в 1741 году цветное стекло витражей собора было заменено прозрачным, одноцветным.

Когда-то Ангелы держали в руках подсвечники, Каждую Страстную Пятницу две огромные свечи горели всю ночь, освещая центральный фасад.

Слева от скульптурного изображения Богоматери находилось помещение, предназначенное для звонаря. Справа - убежище всем, кто его искал. Достаточно было дотронуться до железного кольца при входе, чтобы сразу же стать "неприкосновенным" для преследователей.

Стрела собора (более 90 м), снесенная в 1793 году, была восстановлена в мастерских Виоле-ле-Дюка. У ее основания скульптурные изображения двенадцати Апостолов. Полагают, что им были приданы черты реставраторов мастерской Виоле-ле-Дюка. Совершенно достоверно, что моделью для Апостола Фомы, покровителя архитекторов, послужил сам Виоле-ле-Дюк.

В шпиле стрелы находятся реликвии - часть Тернового Венца Иисуса Христа и частицы мощей Святого Дени и Святой Женевьевы, покровителей Парижа. Химеры Нотр-Дам, зооморфные изображения полуреальных, полувымышленных чудовищ, вынесены за пределы собора, как некая дьявольская сила, нарушающая гармонию и порядок Создателя. Собор, как это было принято в средневековой Франции, был центром и духовной, и общественной жизни столицы. Под его сводами устраивались празднества и ставились мистерии, заключались разного рода сделки, перед далекими путешествиями оставлялись на хранение драгоценные вещи, выставлялись на всеобщее обозрение редкости, какими были когда-то, например, слоновые бивни или китовый ус. На площади перед собором, сейчас увеличенной в шесть раз, перестроенной и заасфальтированной, когда-то кипела совсем другая жизнь. В средние века она была застроена лавочками, мастерскими ремесленников и всякого рода домишками. По вечерам булочники имели обычай здесь распродавать по дешевым ценам оставшийся хлеб и битые яйца. 8 сентября в день Рождества Богородицы на соборной площади устраивались луковые и цветочные ярмарки, в последний день Великого поста - живописная ветчинная ярмарка, "окорока как бы вырастали из под земли", так их было много. При короле Иоанне Добром парижане дали обет каждый год приносить к собору свечу длиною в город. Даже если в это время весь Париж размещался на нескольких небольших островах, это была все-таки очень длинная свеча. Город все разрастался, и с начала XVII века свеча была заменена лампадой в форме корабля, геральдического знака Парижа.

1-го мая на площади перед собором собиралась корпорация парижских ювелиров, приносивших в дар Богородице зеленое молодое деревце. В 1638 году, в знак благодарности за появление долгожданного наследника, король Людовик XIII приказал возвести новый центральный алтарь и украсить хоры собора. "Древний готический алтарь, пышно уставленный раками и ковчежцами", был заменен новым, "тяжеловесным саркофагом". Пьедестал скульптурной группы "Оплакивание", работы Николя Кусту, был украшен бронзовым барельефом "Положение во гроб", работы Ван Клева. По обеим сторонам - короли Людовик XIV, работы Антуана Куазевокса, и Людовик XIII, работы Гийома Кусту. Король протягивает Богоматери корону и скипетр. С 1987 года здесь можно увидеть посеребряную купель работы грузинского православного скульптора-ювелира Гуджи. "Скульптурный и резной наряд собора" был сильно поврежден во время Великой Французской революции. Скульптуры, "одни за то, что были в митрах, другие за то, что их головы венчали короны", были разбиты, церковная утварь и колокола пошли на переплавку. В соборе устроили продовольственный склад, затем было принято решение о его продаже с торгов (одним из предполагаемых покупателей был французский социалист-утопист Сен-Симон), одно время думали снести его совсем. В период революции собор превращают в храм Разума, в ICM даже устраивают "всенародное празднество в честь Разума". Богиню Разума изображала балетная танцовщица Тереза Анжелика Обри, которую, по словам Бунина, заставили играть "самую дикую и постыдную роль в кощунстве еще более неслыханном, чем все прочие".

Собор вновь становится действующим в правление Наполеона Бонапарта. 2 декабря 1802 года в нем состоялась церемония его коронования. За всю историю Франции только Наполеон I и английский король Генрих VI были коронованы в Нотр-Дам. По традиции коронование на престол французских королей происходило в соборе города Реймса, хотя обычай требовал, чтобы в первый же приезд в столицу ими был отслужен торжественный молебен в Соборе Парижской Богоматери.

До середины XIX века собор находился в плачевном состоянии. Внимание к нему привлек роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери", опубликованный в 1831 году (www.lib.ru/INOOLD/GUGO/sobor.txt_Contents). После выхода книги имя писателя стало неотделимо от парижского собора настолько, что даже своей формой, как кажется многим, он напоминает начальную букву имени Гюго (Hugo) - "Н". В это же время начинаются работы по его реставрации.

Собору угрожала опасность во время парижской Коммуны. Архиепископ, настоятель собора, был убит повстанцами. Коммунары устроили в центре Нотр-Дам костер и собирались его поджечь. В последний момент один из них предупредил об опасности, и собор был спасен и на этот раз.

Время наложило свой отпечаток на его облик, но время "вернуло собору, быть может, больше, чем отняло: оно придало его фасаду темный колорит веков", - писал Гюго. Ему вторит Виоле ле Дюк: "Если бы камни собора могли заговорить, то они рассказали бы всю историю.

Легенды Нотр Дам.

Огромное количество легенд связано с парижскими соборами и, прежде всего с собором Нотр Дам. Приверженцы эзотерических учений утверждают, что архитектура и символика собора Нотр Дам это своего рода зашифрованный свод оккультных учений - именно в этом смысле Виктор Гюго говорил о Нотр Даме как о 'наиболее удовлетворительном кратком справочнике оккультизма'.

Начиная с 17 века, различные исследователи - Гобино де Монлюизан и Камбриэль - и уже в нашем веке - Фульканелли и Амбелен с большей или меньшей убедительностью раскрывали тайный смысл символики Нотр Дама. Фульканелли, написавший знаменитую книгу 'Загадки соборов' - уже стал авторитетом в этой области - (в нескольких фильмах ужасов, действие которых проходит в оскверненных соборах - где появляется нечистая сила - имеются обязательные ссылки на Фульканелли).

Прежде всего, говорят, что средневековые алхимики закодировали в геометрии Нотр Дама секрет философского камня. Фульканелли видел немало алхимических символов в архитектурной отделке собора. В частности он писал: 'Если, подталкиваемые любопытством, или просто ради праздной прогулки погожим летним днем вы поднимитесь по витой лестнице, ведущей к верхним этажам собора - пройдитесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса. Дойдя до угла образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он - Алхимик Нотр Дама' - пишет Фульканелли.

Интересно также толкование символики центрального (западного) круглого витража на фронтоне собора - такие круглые витражи иногда называют 'розеткой'. Зодиакальные знаки этого витража, а также символы Зодиака высеченные из камня на центральном портике с фигурой Девы Марии обычно толкуют как символ годичного цикла. Однако зодиакальный цикл, изображенный на большом круглом витраже начинается не со знака Тельца, как это принято в западной астрологической традиции, а со знака рыб, соответствующего началу индуистского астрологического цикла. Согласно греческой традиции знаку рыб соответствует планета Венера. Другой астрологический символ - лунарный цикл воспроизводит так называемая галерея царей, 28 скульптурных фигур изображают, как считается царей Иудейских, но по библии, их было 18 или 19 - тогда как лунный месяц имеет 28 дней.

Дьявол-кузнец.

И, наконец, еще одна легенда - о дьяволе-кузнеце. Створки ворот Нотр Дама украшены замечательным узором из кованого железа со столь же удивительными железными замками. Выковать их, было поручено некому кузнецу по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, - струхнул не на шутку. Подумав, что ему никогда с этим не справится, он попытался призвать в помощь дьявола. На следующий день, когда канонник Нотр Дама пришел поглядеть на работу - он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его явился настоящий шедевр : фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья - словом, канонник остался доволен. В день, когда отделка ворот была закончена, а замки врезаны - ворота было невозможно открыть! пришлось окроплять их святой водой.

Нотр-Дам-де-Пари

Гаргульи

Портал Святой Анны, матери Девы Марии

Витраж

Витраж розы северного крыла

Витраж розы южного крыла

Орган

Самый большой колокол собора, Бурдон "Эммануэль, Людовик, Мария-Тереза"

Стрига

Восточный фасад Нотр-Дама

Шпиль и верхняя часть одной из башен собора Нотр-Дам

В 1724 году историк Парижа Анри Соваль уже высказывал некоторые мысли относительно загадочности происхождения узоров на воротах Нотр Дама. Никто не знал, как они были сделаны - то ли это было литье, то ли они были выкованы - Бискорне - оставался нем, секрет был утерян с его смертью, и Соваль добавляет: 'Бискорне, уязвленный угрызениями совести, погрустнел, стал молчалив и в скором времени умер. Тайну свою он унес с собой, так и не раскрыв ее - или из опасений, что секрет будет украден, или же опасаясь, что, в конце концов, выяснится, что никто не видел, как он ковал ворота Нотр Дама'...

Гвозди Святого Креста.

В Нотр Даме хранится гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Крестных гвоздей существует четыре: два хранятся в Италии, и два во Франции - один в Нотр Даме и другой в соборе города Карпантра. Хотя как относительно числа гвоздей (три или четыре) ведутся споры. Ведутся споры и о подлинности реликвий: всего в мире насчитывается 30 подобных гвоздей. Римская церковь Санта Кроче также оспаривает подлинность французских реликвий, и в частности, - из собора Св. Сиффрена (Зигфрида) из Карпантра.

Именно этот гвоздь из собора Карпантра овеян многочисленными легендами. Во-первых, этот гвоздь вовсе не гвоздь, а удила (элемент упряжи). Почему удила: согласно легенде, один из гвоздей (а по другим версиям - три), которыми был распят Иисус Христос, был обнаружен в Иерусалиме матерью византийского императора Константина - Еленой. Из этого гвоздя она приказала сделать удила для лошади Константина, чтобы оберегать его на поле боя.

По прошествии веков эти самые удила оказались в соборе Карпантра. Но называют их все же иногда и гвоздем - Святым гвоздем - потому что гвоздь этот совершил по преданиям множество чудес. Во время эпидемий чумы жители Карпантра использовали его как талисман - прикосновение к гвоздю исцеляло больных и одержимых. Факты чудесных исцелений официально признаны Ватиканом. И самое главное чудо - гвоздь из собора в Карпантра за почти два тысячелетия существования не заржавел - говорят, что его пытались позолотить, но позолота отставала.

Существует мнение, что эти удила на самом деле не имеют отношения к крестным мукам Христа - и что на самом деле они были изготовлены здесь же, на месте, древними галлами. Но так этот или нет - неизвестно. В любом случае - металл, из которого изготовлены удила из собора Карпантра не окисляется самым чудесным образом - тогда как с гвоздем из Нотр Дама никаких чудесных историй или легенд о чудесных исцелениях не связано - более того нотр-дамский гвоздь - ржавый.

Строительство Собора Нотр Дам длилось 170 лет:

1163-1182: выстроены хоры

1185-1196: отстроен неф

1208-1225: строительство западного фасада и оснований башен

1240: строятся южная башня

1245: северная

1250: закончено строительство обеих башен

1250 и 1267 закончены фронтон

1235-1250: строительство часовен нефа

1296-1330: строительство остальных часовен и витражи

 

ОСТРОВ  СЕН-ЛУИ (Ile Saint-Louis)

Рядом с Сите - остров Святого Людовика - "последний из могикан" парижского архипелага, который когда-то насчитывал более десятка островов. До XIX века он назывался островом Богоматери и принадлежал капитулу Собора Парижской Богоматери, а теперь остров носит имя Святого Людовика в честь короля Людовика XIII, который, впрочем, вошел в историю Франции под именем Людовика Справедливого, а не Святого. Святым был назван другой король Людовик IX, который любил удаляться на этот некогда пустынный остров для прогулок и размышлений.

Остров долгое время, более семи с половиной веков, оставался пустынным и незаселенным, несмотря на то, что находился всего лишь в нескольких километрах от перенаселенного острова Сите. По каким-то необъяснимым причинам жители все разраставшегося Парижа до начала XVII века избегали селиться на нем. Археологам не удалось обнаружить на острове никаких следов поселений. Зато сохранились легенды. Одна из них поразила воображение русского путешественника, историка Карамзина, посетившего столицу Франции в конце XVIII века. Он записал в своем путевом дневнике: "В Иль де Нотр-Дам... во время Карла V, перед глазами всех именитых жителей Парижа, рыцарь Макер сражался... с другим рыцарем, думаете? Нет, с собакою, которая могла служить примером для рыцарей".

Остров Св. Людовика

Коротко эту историю можно пересказать так: однажды некто по имени Обри Мондидье был зарезан в лесу и захоронен под деревом. Собака несчастного убитого побежала ночью искать своего хозяина и, найдя его могилу, не покидала ее несколько дней. Через несколько месяцев верный пес случайно встретил и узнал убийцу, рыцаря Макера, и бросился на него с лаем. Слух об этом дошел до короля.

"В тогдашние времена, - пишет Карамзин, - поединок решал судьбу обвиняемых, если доказательства были неясны. Карл назначает день, место; рыцарю дают булаву и пускают собаку. Жестокий бой начинается. Макер заносит руку, хочет разить, но собака увертывается, хватает его за горло - и злодей, падая на землю, признается королю в своем злодеянии".

В XIV веке остров раскололся на две части. Одна половина продолжала называться островом Богоматери, другую назвали Коровьим островом, вероятно, потому, что туда на паромах стали перевозить на пастбища коров.

В XVII веке остров застраивается с быстротой, поразившей жителей столицы. Поэт Пьер Корнель называет его "зачарованным" - ложась спать, он еще видел остров пустынным, наутро, проснувшись, "сплошь застроенным". Облик, который приобрел остров в то время, в общих чертах сохранился до наших дней.

Период застройки острова начался тогда, когда финансист и предприниматель Кристоф Мари заключил подряд на строительные работы, главнейшими из которых были соединение расколотого острова, строительство набережных и гранитных парапетов, планировка улиц. Имена помощников Кристофа Мари, Ле Реграттье и Пуллетье, носят центральные улицы острова. По улице Пуллетье проходила когда-то брешь, расколовшая остров.

Именем Кристофа Мари назван один из мостов острова, Pont-Marie, первый камень которого был заложен 11 октября 1614 года королем Людовиком XIII. В этот день в городской Ратуше был устроен прием "со множеством всяких сортов конфитюров и драже", вероятно, учитывая возраст Людовика, которому было всего тринадцать лет. Впоследствии король выразил желание, чтобы остров носил его имя, что и произошло в 1726 году.

К XIX столетию остров превращается в своеобразный провинциальный городок в самом центре столицы. Многие из парижан "вообще никогда не были на острове, а те, которые бывали, после посещения его были настолько удивлены, как будто они посетили городок в провинции". Заселившие остров в основном зажиточные буржуа вели образ жизни, не совпадавший с общим ритмом жизни столицы. Они редко выезжали в "город", то есть в Париж, рано ложились спать, и с заходом солнца жизнь на острове замирала, погруженная во тьму. Именно на острове Святого Людовика (дом № 12 по улице Сен-Луи-ан-л'иль) жил Филипп Лебон, впервые предложивший в 1799 году систему газового освещения улиц. Он умер не только в полной нищете, но и при трагических и невыясненных обстоятельствах - от удара ножом в спину. Это произошло на Елисейских полях, так как на самом острове, несмотря на вечернюю безлюдность и темноту, преступления не совершались. Он хранил и очень дорожил своей репутацией острова "тихого", "нравственного". Лицам сомнительного поведения обоего пола селиться на нем было запрещено. До настоящего времени остров сохраняет облик тихого и живописного уголка Парижа.

На набережной д'Анжу № 17 находится самый знаменитый особняк острова - отель де Лозен, хотя граф де Лозен, гасконский дворянин, "полный честолюбивых замыслов, капризов и фантазии", не провел в нем и трех лет. Одним из его самых "честолюбивых замыслов" был проект женитьбы на кузине короля Людовика XIV, Мадемуазель де Монпансье. 43-летняя Мадемуазель, первая партия королевства, отвергнув предложения руки и сердца "короля испанского, императора немецкого, принца Уэльского и короля португальского", с "детской непосредственностью" влюбилась в "этого небольшого роста блондинчика", "низкого до лакейства". Однажды король Людовик XIV вынужден был выбросить в окно трость, чтобы не оскорбить ударом дворянина. Вскоре после женитьбы графа де Лозена выставили за дверь "как простого мошенника", по его собственному признанию.

В начале ХIX века владельцем особняка стал барон Пишон, который предпочел разбить его на квартиры и сдавать в наем. Одним из квартиросъемщиков был поэт Шарль Бодлер. Полагают, что именно здесь были написаны некоторые из стихотворений "Цветов зла". Из окон этого особняка наблюдал поэт, как Сохранилось письмо Бодлера к барону Пишону.

"Милостивый государь, - писал поэт квартировладельцу, - я колю дрова в моем салоне и таскаю за волосы свою любовницу. Подобное случается у всех, и я не вижу причин, почему вас это должно беспокоить". Любовницей, о которой шла речь, была знаменитая Жанна Дюваль, "Темнокожая Венера". В 40-е годы XIX столетия в этом же особняке жил поэт Теофиль Готье. Отель де Лозен был выстроен по проекту архитектора Луи Ле Во, так же, как и находящийся рядом отель Ламбер, предназначенный для министра Жана Батиста Ламбера. В XVIII веке одно время отель Ламбер принадлежал финансисту Дюпену. В салоне его жены, урожденной Мари-Мадлен де Лафонтен, упоминаемой Руссо в его "Исповеди", собирались лучшие умы Франции века Просвещения. Вольтер даже направил в ее салон камергера прусского короля, чтобы тот полюбовался особняком, который "ему не даст плохого представления о Франции".

Внутри особняк украшен работами художников XVII века Ле Сюера и Ле Брена.

Дружба, связавшая Вольтера с мадам дю Шатле, и случай, позволивший маркизе купить этот особняк, приводят к тому, что в нем на какое-то время поселяется сам Вольтер. Полагают, что его покои находились на втором этаже. Вид на Париж из окон этого особняка философ назвал самым красивым, "достойным самого Константинополя".

В 40-е годы XIX века особняк Ламбер был куплен с торгов женой Адама Чарторыйского, друга и министра Александра I.

Салон княгини Чарторыйской стал центром польской эмиграции в Париже, его посещали Адам Мицкевич, а также Жорж Санд, Эжен Делакруа.

На улице Сен-Луи-ан-л'иль в № 19 бис находится церковь Святого Людовика, строительство которой было начато в 1664 году по проекту Луи Ле Во, работы продолжили архитекторы Габриэль Ле Дюк и Жак Дусе. Строительство закончилось только в 1725 году, так как храм, построенный по ошибке с алтарем на юге, сразу же начали перестраивать с целью вывести алтарную часть на восток. В этой церкви крестил своего первенца поэт Жан Расин, когда-то живший на острове.

На улице Сен-Луи-ан-л'иль в доме № 9 жил французский историк Ипполит Тэн. Однажды жители этой улицы были поражены неожиданным зрелищем. Под проливным дождем с криками "Виват!" и "Браво!" толпа студентов бежала за фиакром, в котором сидел маленькии, невзрачный человек в очках, "интеллектуальный бобер острова", как называл себя Ипполит Тэн. В доме № 28 по улице Ле Реграттье в 1791 году закончил свои дни скульптор Фальконе, создатель "Медного всадника" - конной статуи Петра Великого в Санкт-Петербурге.

В доме № 19 по набережной Бурбон жила и работала скульптор Камилла Клодель. На набережной Бурбон, № 45 находится дом, "расположенный на грустном и одиноком повороте", так называемый "дом кентавра", где в начале этого века в салоне Люси Фор-Фавье встречались Пикассо и Аполлинер, Кокто и Макс Жакоб. В доме № 36 по набережной Бетюн жила Мария Склодовская-Кюри. Нельзя покинуть остров, не сделав двух вещей: не попробовав мороженого в кафе знаменитого Бертийо - на (улица Сен-Луи-ан-л'иль) и не полюбовавшись видом, который открывается на старый Париж с того места, где улица Ле Реграттье выходит на Орлеанскую набережную.

 

Площадь Бастилии (Place de la Bastille)

Метро: BASTILLE

Над созданием этой парижской площади не трудились выдающиеся архитекторы, она не отличается ни красотой, ни элегантностью. Зато именно она является для французов символом свободы и памятником всем революциям.

Площадью она стала только в XVIII веке, а до этого восточную границу Парижа охраняла крепость, построенная при короле Карле V и названная парижанами "Бастилия".

В конце XIV века Франция переживала самые страшные времена: эпидемия чумы унесла более 22 тысяч жизней; несмотря на временное затишье, война с Англией окончена не была; при королевском дворе зрели бесконечные заговоры. После резни, устроенной во дворце на острове Сите Этьеном Марселем, Карл V покинул остров и поселился на правом берегу Сены, во дворце Сен-Поль. Новое жилище тоже не давало достаточной безопасности, в связи с чем король приказал возвести для него крепость в предместье Сент-Антуан, на восточной окраине города. Ей предстояло венчать укрепительные сооружения, которыми был обнесен весь правый берег. Позднее на их месте Людовик XIV возведет Большие бульвары, которые в будущем зададут тон жизни всей Европе.

Крепость с восемью башнями, окруженная со всех сторон глубокими рвами, построена была для защиты короля от нападения врагов (скорее всего, ее главной задачей была защита короля Франции от парижан), но ни разу не смогла выполнить своего прямого предназначения. Во время гражданских войн ее семь раз брали приступом, и все семь раз она сдавалась без малейшего боя.

Кардинал Ришелье устроил в бывшей крепости тюрьму, все заключенные которой отличались высоким происхождением: маршал де Бассомпьер, кардинал де Роган, маркиз де Сад, граф де Мирабо.

В 1789 году в Бастилии находились лишь семь заключенных, двое из них - сумасшедшие. В конце июня 1789 года Париж охватили волнения. 14 июля уже ничто не могло остановить разбушевавшихся парижан. Накануне Демулен призвал их вооружаться, и вся разгоряченная толпа, в которой оказались и мелкие дворяне, и лавочники, и даже один академик изящной словесности, направилась к Бастилии. До сих пор ни один историк французской революции не смог ответить на вопрос, почему же толпа двинулась на штурм Бастилии, а не какого-либо иного здания, имевшего отношения к королевскому двору.

Крепость, как обычно, сдалась без боя, но народ требовал жертв. Маркиза де Лоне, коменданта тюрьмы, толпа убила, двое его помощников были повешены. После этого толпа направилась дальше, захватив по дороге несколько министерств и здание почты.

14 июля, вопреки существующей легенде, Бастилию никто не разрушил. Решение о ее сносе было принято 16 июля мэрией города, а на то, чтобы ее разобрать, ушло три года, причем трудились над этим более восьмиста рабочих. Камни частично использовались на постройку моста Согласия, а часть из них ушла предприимчивому "гражданину" Палуа, который составил себе неплохое состояние, вырезая на продажу макеты Бастилии из камней разрушенной крепости. Макеты скупили различные учреждения, где они использовались в виде пресс-папье, вовсе не напоминая об ужасах монархии, как это объяснял Палуа, затевая свою авантюру.

С 1880 года день 14 июля, в память о штурме не сопротивлявшейся Бастилии, стал официальным праздником страны, и на месте бывшей крепости, которое решили не застраивать, с тех пор проходят народные гуляния. Последующим поколениям о Бастилии напоминают контуры тюрьмы, выложенные на мостовой.

Наполеон захотел увековечить свои победы в Египте и воздвигнуть на площади гигантский фонтан в виде слона, высотой в 24 метра, но дальше постройки гипсового макета дело не пошло. Слон простоял до 1847 года и служил прибежищем местным бездомным бродягам - клошарам. Он вошел в историю благодаря Виктору Гюго, который вздумал поселить в развалинах несостоявшегося фонтана одного из героев романа "Отверженные" - Гавроша.

В центре современной площади Бастилии возвышается Июльская колонна, построенная здесь в 1831 году в память о жертвах революции 1830 года, но после двух последующих революций - 1848 и 1870 года - этот памятник посвятили всем жертвам, отдавшим свои жизни ради свободы.

Площадь бастилии, Июльская колонна

 

 

Июльская колонна на площади Бастилии

 

 

 

Площадь Вогезов (Place des Vosges)

Площадь Вогезов - самая старая площадь Парижа пользуется славой самой красивой в мире - совсем не единственная ренессансная площадь в Париже, и отнюдь не всегда она носила свое нынешнее имя.

Когда-то на этом месте были болота, Людовик IX подарил земли ордену Тамплиеров, они их осушили, построили церкви и монастыри. Тамплиеры процветали, став богаче и влиятельнее короля. За такие прегрешения орден был распущен, а те, кто его возглавлял, сожжены. В XIV веке район Болот (это название квартал Маре ("болото") сохранил до сегодняшнего дня) облюбовал король, и весь двор последовал за монархом. Карл V отстраивает дворец Ля Турнель. Именно в Ля Турнель и будут рождаться, жить и умирать короли.  После окончания столетней войны Турнельский дворец служил парижской резиденцией Франциска I и Генриха II. Особняк с башенками, чья история была тесно связана с воспоминанием об английской оккупации и который не любили короли Франции, был разрушен по приказу суеверной Екатерины Медичи после того, как Генрих II погиб от осколка копья, случайно попавшего ему в глаз на поединке неподалеку от дворца. Несколько лет на месте дворца и его роскошного сада существовал конный рынок.

Площадь была сооружена в 1605-1612 годах в престижном парижском квартале Марэ по заказу знаменитого короля Генриха IV и поначалу называлась Королевской (Place Royale). Автором площади и окружающих ее домов считается архитектор Луи Метезо (Louis Metezeau).

Королевская площадь стала первой площадью Парижа, где архитекторами была проработана каждая деталь. Она представляет собой прямоугольник, закрытый со всех сторон одинаковыми домами. Все 36 домов сделаны по одному проекту. Отличаются лишь два из них: расположенные друг против друга Павильоны Короля и Королевы. Еще одной особенностью этого ансамбля является цвет построек - он совершенно необычен для Парижа: красный с белым. Каждый из домов облицован декоративным кирпичом и белым камнем.

В начале XVII века на площади в присутствии короля устраивались карусели – спортивные костюмированные состязания, сменившие устаревшие турниры. В период наивысшего могущества кардинала Ришелье на площади установили статую Людовика XIII (1639), разрушенную во время Великой французской революции. Свое нынешнее название Королевская площадь получила в 1800 году в честь одного из горных департаментов революционной Франции.

Площадь была известна и вошла в историю не только как центр светской жизни, но и как место дуэлей. Именно здесь произошла страшная битва между миньонами короля Генриха III и дворянами, служившими герцогу Анжуйскому, ярко описанная в романе Александра Дюма "Графиня де Монсоро".

Здесь жили приближенные кардинал Ришелье и драматург Мольер. Это по-прежнему очень дорогие дома.

 По всему периметру площади дома окружены аркадой, а в первых этажах расположились художественные галереи, антикварные и книжные лавки, чайные салоны.

Сегодня площадь - одно из любимейших мест гуляний парижан, расположенная в центре квартала Марэ, недалеко от музея Пикассо и дома-музея Виктора Гюго.

Площадь Вогезов

Площадь Вогезов

Площадь Вогезов

статистика
Hosted by uCoz