Египет. Колоссы Мемнона. (Colossi of Memnon)

Колоссы Мемнона – стражи исчезнувшей красоты.

На просторной равнине, раскинувшейся вокруг Фив, между Нилом и Долиной Царей можно видеть остатки монументальной аллеи, которая вела к храму Аменофиса III (Аменхотепа III). Храм, к сожалению, исчез, а то, что осталось, и известно под названием "Колоссы Мемнона". Речь идет о двух гигантских статуях 18-метровой высоты, одни только ноги которых имеют 2 м длины и 1 м толщины. Изваянные из монолитных блоков песчаника, они изображают сидящего на троне фараона, руки которого лежат на коленях. Южный колосс, хотя и очень поврежденный, кажется, пострадал меньше другого, о котором сложены легенды. Возможно, в 27 году до н.э. мощное землетрясение серьезно повредило большую часть фиванских сооружений и обрушило верхнюю часть колосса до пояса. Однако, некоторые историки считают, что это акт вандализма царя Камбиза, и это кажется более правдоподобным по той причине, что Египет никогда не был страной землетрясений. Эти две сидячие фигуры, высеченные из единого камня и изображающие фараона Аменофиса III (Аменхотепа III), охраняли вход в погребальный храм фараона Аменофиса III (Аменхотепа III). (Кстати, именно оттуда были привезены в Петербург в 1832 году и установлены на набережной Невы возле Академии художеств два сфинкса). Греки назвали эти фигуры "колоссами Мемнона". И вот после землетрясения 27 года до н. э., когда от правой статуи отвалилась верхняя часть, было замечено, что каждое утро на восходе солнца статуя испускает невнятный, протяжный звук, в котором некоторые путешественники слышат печальную, но гармоническую мелодию. Это странное явление, подтвержденное такими знаменитыми историками как Страбон, Павсаний, Тацит, Лукиан и Филострат, дало повод греческим поэтам сочинить красивую легенду. Они утверждали, что "поющий камень" представляет Мемнона, мифического сына Авроры и Тифона - царя Египта и Эфиопии. Посланный своим отцом на помощь троянцам, осажденным греческой армией, Мемнон прославился, убив в сражении Антилоха, сына Нестора; но и он, в свою очередь, погиб от мстительной руки Ахилла. Аврора в слезах умолила всемогущего Юпитера воскресить ее сына хотя бы на мгновение в день. Так, каждое утро, когда Аврора ласкает своими лучами сына, он отвечает своей безутешной матери протяжным жалобным стоном... Такова трогательная поэтическая легенда, но это явление в действительности имеет вполне естественную основу. Звуки возникают от вибраций, происходящих на поверхности излома под действием тепла первых солнечных лучей на остывший за ночь камень. Это научное объяснение подтверждается историей. Действительно, до Страбона ни один историк не говорит о "голосе" колосса Мемнона, а те, кто свидетельствовал об этом, наблюдали колосса в промежуток времени между его разрушением и последующим восстановлением при Септимии Севере (193-221 гг. н.э.) К статуе устремились паломники. Так продолжалось два века - до тех пор, пока император Септимий как раз решил подремонтировать колосса. И подремонтировал: осколки его верхней части собрали и установили вновь, а статуя замолчала. В течение многих веков на ногах колосса были нацарапаны многочисленные и порой любопытные надписи. Одна из них читается так: "Знай, о Тот, ты, кто царствует над водами, что Мемнон еще жив и что согретый материнским огнем, он издает свой звонкий голос у подножия Ливийских гор в Египте, там, где Нил разделяет надвое прекрасновратные Фивы; в то время как ты, Ахилл, некогда ненасытный в битве, теперь безмолвен и на равнине Трои, и в горах Фессалии".

У южной статуи вид на маленькая скульптура царицы Тейи, жены Аменхотепа III. Как было принято, скульптура жены меньше статуи фараона и находится возле его ноги.

С недостатком внимания, от которого до сей поры страдали гиганты, скоро будет покончено. Очистка статуй, которая потребовала больших расходов, - это только первый шаг. Под руководством Штадельманна археологи один за другим откапывали фрагменты возможно самого большого храмового сооружения в Египте - заупокойного комплекса Аменхотепа III в Ком эль-Хеттан, сооруженного выдающимся зодчим Аменхотепом сыном Хапу в 14 в. До н.э. Империя Аменхотепа III - «фараона-Солнце» простиралась от Евфрата вплоть до 4-го нильского порога. Из завоеванной Нубии золото текло рекой в сокровищницы фараона, что позволило ему возвести по всей стране невероятное количество храмов, культовых сооружений и статуй. Эта страсть к строительству достигла своего апогея в царском заупокойном храме в Фивах. От сооружения длиной около 500 метров и шириной более 300 метров сегодня сохранились только фрагменты.

«Аменхотеп строил буквально на песке, - рассказывает Райнер Штадельманн.- Он хотел, чтобы храм воспринимался как естественный холм, выросший из недр нильской земли». За свою самоуверенность тщеславный строитель был жестоко наказан: наводнения постепенно размыли фундамент, а землетрясения откалывали от гигантского здания камень за камнем, пока оно не обвалилось. Об остальном позаботились потомки. Забыв о совести и о предках, они присвоили стены и статуи и тем самым прославляли себя. Все остальные памятники, обнаруженные в Ком эль-Хеттан известны археологам во всем мире начиная с XIX века. Сегодня эти предметы вызывают восхищение у посетителей музеев в Нью-Йорке, Лондоне и Берлине.

И все же Штадельманн убежден, что его ждет еще немало открытий. Геофизические исследования позволят понять, где пролегали стены. Обработка данных, проводимая в Мюнхене, должна дать заключение о том, что еще может находиться в земле. «Мы мечтаем найти статуи», - говорит Штадельманн. И это вполне оправданное желание. Так, совсем недавно жена и коллега Штадельманна Хуриг Сурузян обнаружила еще одного колосса, по всей видимости стражника у ворот второго пилона, который находился примерно в 50 метрах от пары сидящих гигантов и был не намного их меньше. Постепенно части этой погребенной статуи будут теперь очищены от черного налета и защищены от разрушения.

Однако внимание Штадельманна сосредоточено прежде всего на знаменитой паре колоссов. В свое время они были высечены из одного массива и из каменоломни, расположенной к северу от современного Каира, перевезены по Нилу в Фивы.

Греки дали им имя павшего под Троей Мемнона - искаженное «Небмаатра» - тронное имя Аменхотепа III.

Северная статуя во время восхода солнца в древности, как известно, издавала своеобразный стонущий звук, напоминавший о плаче убитого Мемнона, взывающего с мольбой к своей матери - богине утренней зари Эос. Во время одного из землетрясений верхняя часть ее туловища была разрушена, и римский император Септимий Север приказал соорудить ее заново из крупных каменных блоков. В XVI веке мамлюки во время своего похода в Нубию расстреляли лица обеих статуй, изображавших одного из величайших царей древности.

Райнер Штадельманн оптимистично надеется обнаружить в земле хотя бы остальную часть оригинала. Сейчас на поверхности находится по меньшей мере верхняя часть старого колосса. Первоначально красновато-коричневый кварц за тысячелетия покрылся желтым слоем песка и соли. Одна из немецких фирм профинансировала работы Штадельманна, и в течение двух последних месяцев он занимался чисткой колоссов. С помощью специального лазерного пистолета стало возможным сантиметр за сантиметром подогнать друг к другу многочисленные фрагменты. В некоторых местах из-под слоя грязи проступили цвета тысячелетней давности, которые когда-то покрывали всю статую.

Сегодня, как и тысячелетия тому назад, колоссы Аменхотепа III встречают всех, кто хочет увидеть уникальные гробницы и храмы западного берега Фив. Время так жестоко обошлось с их обликом, но суть великого творения древних мастеров и величественность египетского искусства остались неизменными.

 

               

Главная Все страны Египет

  статистика

Hosted by uCoz