План. 1. Аллея сфинксов. 12 в. до н. э. 2. Большой двор с храмами
фараонов Сети II и Рамсеса III. 3. Гипостильный зал. 15—13 вв. до н. э.
4. Двор. 5. Главная часть храма бога Амона-Ра (16—12 вв. до н. э.) с
руинами храма Среднего царства и храмом фараона Тутмоса III. 6. Храм
бога Хонсу. 12 в. до н. э. Римскими цифрами обозначены пилоны.
Знаменитый храм Карнак (город живых) находится в Луксоре. Карнакский храм – это множество построек, напоминающих скорее город, а не отдельное здание. Его размеры – 1,5 км на 700 м. Комплекс Карнакского храма включает в себя строения, возводимые на протяжении нескольких столетий многими фараонами. В эпоху Нового царства каждый правитель, едва взойдя на престол, начинал сооружение своего собственного вклада в расширение обители своего божественного отца Амона. Самыми выдающимися строителями были Тутмос I, Тутмос III, Хатшепсут, Аменхотеп III, Рамсесы I, II и III, ливийские цари XXII династии (начало I в. до н.э.) и Птолемеи, правившие Египтом до прихода римлян. Карнакский храмовый комплекс состоит из трех больших частей, посвященных «владыке Фив» - солнечному Амону-Ра, его супруге, покровительнице цариц Мут и их сыну - лунному богу Хонсу. Огромный храм Амона – самый интересный из них. Это гигантское сооружение было начато Аменхотепом III .), поставившим 12 колонн центрального нефа. Последующие фараоны, в том числе Сети I, продолжили строительство. Одной из достопримечательностей храма Амона является грандиозный гипостильный зал который имеет 103 м. в ширину и 52 м. в глубину и насчитывает 144 колонны. Потрясают воображение двенадцать колонн среднего прохода высотой в 20 м, с капителями в виде раскрытых цветов папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок нераспустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами общей площадью 24282 м2 и отделаны листами золота. Сотни тысяч иероглифов, прославляющих царское деяние, покрывают эти «окаменевшие тростники», влекут от одной колонны к другой, манят поднять голову, посмотреть туда, в бесконечную синеву, куда стремительно возносятся эти колоссальные метелки папирусов. Перед входом в гипостильный зал находится Колосс Рамсеса II, в ногах которого изображена одна из его дочерей. По пути следования в глубь архитектурного комплекса встречаются пилоны (пирамидальные колонны у входа древнеегипетских храмов). Они обозначают границы некогда постоянно расширявшейся территории храма. В левом, ближнем, углу просторного двора, за первым пилоном, находится часовня Сети II. В ней три святилища, посвященных «фиванской триаде» - богам Амону, Мут и Хонсу. В правом углу находится храм Рамсеса III В центре привлекают внимание развалины павильона фараона Тахарки. Между третьим и четвертым пилонами расположен двор Аменхотепа III, от которого остался всего один обелиск. За четвертым пилоном царица Хатшепсут установила два обелиска из розового асуанского гранита, но сохранился лишь один (высота - 27,5 м, вес - 320 т), возвышающийся над соседними сооружениями. За шестым и последним пилоном - маленький двор, ведущий к святилищу, перед которым - два огромных столба из розового гранита с символами Верхнего и Нижнего Египта Святилище, тоже из гранита, построенное достаточно поздно, при Филиппе Аридее (323 г. до н.э.), служило хранилищем для священных ладей. Ахменну - «блистательный памятниками» - так назывался большой юбилейный храм, построенный в Карнаке после смерти царицы ее преемником - фараоном Тутмосом III. В одной из надписей, посвященных сооружению храма, говорится о личном участии царя в создании плана сооружения. Уникальные по своей форме колонны храма имитируют собой тонкие расписанные столбы царского паланкина, под сенью которого совершался ритуал обновления жизненных сил царя. В небольшом помещении, расположенном в юго-западной части Ахменну, сохранился Царский список Карнака - перечень всех царей-предков Тутмоса III. В центральной части храма Амона при Тутмосе III был также возведен знаменитый «Зал анналов», на стены которого были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах, первоначально записанные на кожаных свитках личным летописцем фараона, вельможей Чанини, сопровождавшего своего повелителя во всех его походах. В центре «Зала анналов» установлены два высоких геральдических столба с изображениями папируса и лилии, священных растений Нижнего и Верхнего Египта. Неподалеку находятся "солнечные" залы, наиболее известный из которых — "Ботанический сад", названный так из-за обилия изображенных там цветов и экзотических животных. Рядом с северной оградой находится небольшой храм Птаха (Птах или Пта-бог города Мемфиса, покровитель ремесленников и художников, изображался в виде мумии - бог творчества, ремесла и искусства), построенный Тутмосом III в память о своих победах в Азии. В темном святилище храма до сих пор стоит культовая статуя богини Сохмет из горного гранита. Воплощенная в камне богиня, чуть выше человеческого роста, увенчана массивным солнечным диском; в ее руках - скипетр-папирус уадж, символ вечной молодости и анх, символ вечной жизни. В считанные минуты, когда солнечный луч, попадающий в святилище через специальное отверстие на потолке, касается невероятно живого, и в то же время гранитного львиного лика своей дочери, понимаешь, что Сехмет из храма в Карнаке, пожалуй, одно из самых потрясающих и неповторимых изображений египетских божеств, дошедших до наших дней. Богиня-львица почиталась в Карнаке еще и потому, что Сохмет очень часто отождествлялась с фиванской Мут, также иногда изображавшейся львиноголовой. Заросшие тростником и пальмами развалины, груды камней с еще сохранившими цвет рельефами - это все, что осталось от когда-то величественного храма супруги Амона-Ра, сооружениями в котором гордились многие великие властители эпохи Нового царства. На берегах почти пересохшего подковообразного озера Ишеру, обрамлявшего в древности территорию комплекса Мут, расположенного на юге Карнака, и сегодня высятся многие десятки разбитых гранитных статуй Сохмет. Более семисот статуй грозной богини было воздвигнуто вокруг нового храма Мут Аменхотепом III, для того чтобы почтенная таким необычайным образом «во всех именах своих, и во всех местах своих», дочь Солнца отозвала от Египта свои болезнетворные стрелы и в стране воцарилась гармония. Не с меньшим почтением Аменхотеп III пожертвовал новый храм и сыну Амона и Мут - лунному Хонсу, а также укрепил берега огромного священного озера, расположенного на территории комплекса Амона. Непрозрачное озеро кажется бездонным. Когда-то оно служило для мистерий, по нему скользили золотая ладья Амона и лодки его свиты. А у кромки воды возвышалась гранитная колонна с огромным жуком-скарабеем на вершине. Она и сейчас еще видна рядом с озером, только от былой ее высоты осталось меньше двух метров. Одна из легенд гласит, что эта колонна - древние часы, отмеряющие время нашего мира. Медленно-медленно, по миллиметру в год уходит колонна в землю, и когда исчезнет священный скарабей - символ возрождающегося Амона-Ра, наступит конец света. Если дотронуться до жука и 7 раз обойти вокруг него, сбудется любая мечта: три круга - исполнение материальных желаний: деньги, работа, финансовая стабильность, карьерный рост; семь кругов - любовь, счастье и гармония в семейной жизни и т.д. Древние египтяне считали скарабея священным, отождествляли его с Хепри - божеством возрождения. Им казалось, что этот жук возникает сам собой, из шариков навоза, которые он катает. Вырезанные из камня маленькие скарабеи были популярным амулетом. Это и поныне один из самых распространенных египетских сувениров. На выходе, который виднеется в далекой перспективе, начинается аллея Сфинксов, ведущая в другой удивительный храм - Луксорский. |
|