|
Эдфу столица II нома Верхнего Египта,
культовый центр бога Хора Бехдетского, которого греки отождествляли с
Аполлоном. При Птолемеях в честь этого бога здесь был построен
грандиозный храм, который ныне является одним из наиболее сохранившихся
египетских храмовых сооружений. Имея 137 метров в длину, 79 метров в
ширину, при высоте пилонов в 36 метров, он считается вторым по размерам
храмом после Карнака.
Храм в Эдфу был посвящен богу солнца Гору -
золотому соколу, богине Хатор и их сыну. План храмового комплекса в
своей основе оставался неизменным в течение столетии. Этот комплекс не
испытал разного рода достроек, подобно храмам Луксора и Карнака. В
храмовом культе Гора как бы в миниатюре виден весь Египет. Вход в страну
символически представлен колоннами. Почти все они украшены большими
барельефами, изображающими играющего фараона или фараона, берущего в
плен своих врагов. Внутри храма высится целый лес громадных колонн зала
в стиле гипо. Потолки украшены таким образом, чтобы изобразить небесный
свод.
Храм в Эдфу имеет классическую
древнеегипетскую архитектуру. Он начинается массивным входным пилоном.
За пилонами находился двор, с трех сторон окруженный колоннами. Капители
колонн были разными: из трех соседних колонн ни одна не походила на
другую, но каждой соответствовала аналогичная колонна на другой стороне
портика. В открытом дворе стоит изваяние гигантского Хора-сокола из
черного гранита. За двором находились два зала: гипостильный и зал
явлений. Первый гипостильный зал, украшенный сценами жертвоприношений,
имеет 18 колонн. Во втором гипостильном зале, меньшего размера, но более
изящном, 12 колонн. Затем — зал приношений (из него вела лестница на
крышу), зал, вероятно, предназначавшийся для священной барки. От второго
гипостиля и далее вокруг следовала серия малых залов, назначение которых
пояснялось надписями. Среди них был, например, «зал тканей» и небольшое
помещение без названия, в котором сохранились надписи с рецептами
приготовления благовоний и ароматических паст, необходимых для культовых
церемоний. Были здесь также часовни, посвященные разным богам, в том
числе Птаху, Осирису и Хонсу. Далее путь лежит в святилище, куда в те
далекие времена допускались лишь посвященные - великие жрецы и фараон. В
святилище сохранился наос (греч., центральное помещение в древн. греч.
храмах, святилище, где стояли статуи богов), высеченный из цельной скалы
(XXX династия). Рельефы и надписи на стенах храма рассказывают о победе
Хора, который отомстил за смерть своего отца богу Сетху и его союзникам,
изображенным в образе крокодилов и бегемотов.
Надписи на стенах храма Хора - это целый
кладезь различных знаний. На них можно найти перечни книг по мифологии,
астрономии, географии, и строительству. Они объясняют символическое
значение пропорций и размеров архитектурных деталей храмов, ссылаясь на
мифологические сюжеты и знаменитую книгу строителя пирамид Имхотепа. Там
есть рецепты приготовления божественных масел и курений, которые
использовались при совершении обрядов. На стенах храма высечен
знаменитый список разных названий Эдфу: Айн, Хебену и Месен. Среди
прочих названий чаще всего встречается Бехдет — второе имя Хора,
главного бога Эдфу.
Храм в Эдфу был взят как образец при
оформлении египетского зала Музея изобразительных искусств им. А.С.
Пушкина в Москве. Весной 1909 г. будущий директор музея И.В. Цветаев
ездил в Египет, чтобы познакомиться с его древней архитектурой. По его
словам, именно в Эдфу он нашел форму зала, “как нельзя лучше подходящего
к нашим размерам”.
В Эдфу Хора изображали в виде крылатого
диска, сокола, порой человека с головой сокола. В надписях Эдфу он был
также Хором-Ра; храмовые рельефы подчеркивают тесную связь Хора с его
отцом Осирисом, матерью Исидой и Хатхор (имя этой богини буквально
означает «дом Хора»). Он был также супругом последней и ежегодно она
прибывала к нему с торжественной процессией из Дендеры. Кроме того, мы
находим в Эдфу Хора Доблестного, Золотого Хора, Хора Хенти-Хети, а среди
прочих богов — Мина, Птаха, Шу и Тефнут, Монту, Хонсу. Хотя большой
священный текст Эдфу не называет ни одного праздника, в упомянутом выше
списке их насчитывается более двадцати.
К востоку от храма находится ниломер. С той
же стороны рядом с пилонами сохранились остатки небольшого храма,
построенного Рамсесом III. Перед главным храмом расположены руины
небольшого маммисия, сооруженного Эвергетом II и украшенного Сотером II.
Он состоял из двух зал, окруженных перистилем. Опоры его портика
украшены капителями в виде головы бога Беса, считавшегося покровителем
рожениц. На рельефах изображены сцены рождения Хора и кормления его
Хатхор Дендерской. Небольшой двор перед маммисием был окружен колоннадой
с изображениями богов, играющих на различных музыкальных инструментах.
|
|