|
Культурное наследие Древнего Египта веками удивляло человечество. Во времена царствования великих фараонов это была страна настоящего изобилия. Сегодня богатство древнего государства продолжает жить в рукотворных шедеврах, поддерживающих неувядающую память о мастерстве народа, процветавшего на берегах Нила. О выдающейся истории древней цивилизации рассказывают сокровища Египетского музея Каира - одного из крупнейших в мире. Начало создания Египетского музея можно отнести к 1835 году, когда Мухаммед Али решил прекратить варварское расхищение археологических памятников в Египте. Со временем это способствовало возникновению Службы древностей Египта. В 1858 году Огюст Мариет был назначен директором Службы древностей Египта и сумел получить несколько помещений в здании старой Речной компании в районе Булак - сердце будущего музея Каира. Огюст Мариет всей душой переживал за судьбу своего музея. Он мечтал об огромном здании в центре столицы. Мариет остался связанным с музеем и после смерти: в январе 1881 года он был похоронен на его территории. Когда в1891 году коллекция переехала в Гизу, туда же перевезли тело Огюста Мариета. И, наконец, в 1902 году его останки нашли свое пристанище на территории действующего в наши дни музея в Каире, на площади Мидан эль-Тахрир. Изящное двухэтажное здание музея, построенное по проекту французского архитектора, вмещает в себя около ста залов, расположенных вокруг центрального вестибюля, и огромное хранилище для многочисленных археологических находок со всех концов страны. Мировую известность музею принесли сокровища Тутанхамона, открытые в 1923 году Говардом Картером в Долине царей, и серебряные саркофаги из царского некрополя в Танисе. |
|
Додинастический период и раннее царство.
До сих пор из-за недостатка документов и фрагментарности находок чрезвычайно трудно восстановить длительный процесс зарождения египетской цивилизации. В течение тысячелетий многократные разливы Нила и изменения его русла погребали поселения под речными илистыми отложениями. Поэтому, если Северный Египет - территория, где дельта реки разливается очень широко, - не так богат археологическими находками по сравнению с Южным Египтом, это не значит, что поселения Севера были немногочисленными или местная культура не была развита. Причина лишь в том, что Север чаще и больше страдал от постоянных наводнений. В Египте переход от палеолита к неолиту произошел около 5500 года до н.э. Несомненно, важную роль в этом процессе сыграло увеличение осадков на северо-востоке Африки: пустынные участки покрылись зеленью, и кочевые племена пастухов и охотников стали вести оседлый образ жизни. В местах обитания жирафов, слонов и страусов (которые исчезли в конце Додинастического периода) люди приручали коз, свиней, ослов, коров, возможно, и газелей. Самым ярким примером этой фазы развития является древнее поселение в Эль-Бадари в Верхнем Египте. Следы очагов, кости домашних и диких животных, садовые ножницы, жернова, корзины и грубые ткани свидетельствуют о развитии общества, еще не совсем ушедшего от традиций охотничьих племен, но уже способного обрабатывать землю и изготовлять предметы, функционально необходимые для нового образа жизни. Пшеница и ячмень уже тогда являлись основной пищей в Древнем Египте. Выращивание льна способствовало развитию производства текстиля. Позднее лен, наряду с зерном, вошел в число основных продуктов экспорта. Крупнейшим событием эпохи неолита было появление и развитие керамического производства. Предметы Бадарийской культуры уже достигли высокого качества, хотя были еще довольно однообразны; преобладали сосуды ярко-красного или черного цветов или красные с черными краями. Из кремня и кости ремесленники изготавливали разнообразные инструменты и украшения, такие как гребни, наконечники стрел, остроги для рыбалки или скребки. Многие подобные предметы, а также амулеты, брошки и бусины сопровождали покойника и в загробной жизни. Если в самые древние времена покойников хоронили под жилищем, то со временем некрополи перенесли в пустыню, где пески и более сухой климат помогали природному процессу мумификации, который позже был заменен системой значительно более сложных процедур. Труп укладывали в могилу эллиптической формы в согнутой позе, туда же помещали предметы, которыми человек пользовался при жизни, а также корзинку с зерном. Иногда тело обертывали циновкой или полотном. Заупокойный культ был еще не развит, но присутствие погребальной утвари указывает на существование веры в загробную жизнь, не отличающуюся от земной. Характерные черты Бадарийской культуры получили свое развитие в последующий период Негада I, или Амратский (4000— 3500 годы до н.э.), названый по именам мест, где были обнаружены большинство памятников. Раскопки указывают на развитие керамики: усовершенствовалась техника лепки, разнообразнее стали формы сосудов и узоры. Наиболее часто встречаются сосуды с белым рисунком по красному фону. Рисунки имеют как абстрактный, так и натуралистический характер. Мастера стали использовать новые материалы: медь, бирюзу, малахит и обсидиан; появились и новые предметы: дощечки для косметики, ложечки для благовонных масел. К этому периоду относятся первые контакты с соседними странами, главным образом для обмена сырьем. Нубия - небогатая плодородными землями - тем не менее представляла интерес как источник драгоценных материалов: золота, черного дерева, слоновой кости. В период Негада II, или Герзейский (3500-3100 годы до н.э.), происходило интенсивное развитие различных сфер человеческой деятельности. Это было связано с расположением северных центров, таких как Маади, на торговых путях, связывавших Египет и Юго-Западную Азию. Восточные влияния отражаются в новых иконографических сюжетах, в стилистических особенностях изображений: на дощечках для косметики и рукоятках ритуальных ножей появляются бородатые вожди и геральдические композиции с животными, длинные шеи которых причудливо извиваются; окончания жезлов, имевшие раньше округлую форму, становятся грушевидными; распространяются цилиндрические печати. Даже в керамике появляются восточные мотивы: вместе с типичными для герзейского производства овальными вазами розового цвета, покрытыми темно-красным узором, появляются, например, сосуды с волнистыми ручками, типичные для Палестины. Восточное влияние было кратковременным, и египетские мастера вскоре вновь вернулись к своим все более и более оригинальным творениям. К концу Додинастиче-ского периода (Негада III) относятся дифференциация ремесел и интенсивный процесс сложения классового общества. Негада и Иераконполь стали основными центрами зарождающегося государства. Их можно считать колыбелью цивилизации фараонов. Здесь обнаружили гробницы фараонов позднего Додинастического периода и следы культа двух богов, непосредственно связанных с монархической государственностью: Сета в Негаде и Гора в Иераконполе. В Нижнем и Верхнем Египте возникли первые государственные образования, воевавшие друг с другом за господство в торговле. Сражения на суше и на море и завоевание или основание новых городов стали распространенными сюжетами в изобразительном искусстве. Возможно, что уже в это время эффективная политика союзов привела к объединению двух корон Египта под властью правителя Иераконполя (Нулевая династия). Кто был основателем первой династии? Нармер, Мен или Аха: исторические документы указывают то на одного, то на другого как на основателя египетской цивилизации. Процесс формирования царства фараонов остается туманным. Но точно известно, что уже в те далекие годы оно приобрело свои характерные черты, сохранявшиеся затем в течение 3000 лет. Уже тогда фараон считался земным воплощением бога Гора. Он обладал всеми полномочиями власти, фактической и символической. Двойная природа фараона, земная и небесная, делала его поручителем политического единства страны и хранителем равновесия в мире. Фараоны I—II династий, столицей которых был Тинис, похоронены как близ Абидоса (в Верхнем Египте), так и недалеко от Саккары (в Нижнем Египте). Этот факт подчеркивает, что несмотря на политическое объединение страны сохранялось понимание ее географической двойственности. В эпоху Раннего царства значительно изменилось устройство гробниц: появились наземные сооружения, так называемые мастаба - конструкции с прямоугольным основанием и слегка наклоненными стенами. Еще простая в Абидосе, в Саккаре мастаба уже представляет собой сложное архитектурное сооружение, оформленное в месопотамском стиле - выступы и углубления стен имитировали формы дворцовых фасадов. Условное изображение дворцовых фасадов – серех - мы находим на стелах фараонов I династии. Над серехом писалось имя фараона, а сверху располагался сокол, олицетворявший бога Гора. Эти изображения предшествовали введению картуша (в египетских иероглифических текстах - овальное обрамление имени фараона). Богатство погребальной утвари говорит о специализации ремесел. Дворцовая жизнь требовала роскоши, что привело к появлению квалифицированных мастеров и к открытию новых источников драгоценных материалов. Для управления строго централизованным государством с четко иерархическим обществом вскоре потребовались новые инструменты, такие как письменность. На печатях, вазах и других предметах начали появляться первые иероглифы, еще сопровождавшиеся объяснительными рисунками. Ритуальные плиты и погребальные стелы передают имена первых фараонов и божеств египетского «Олимпа». Вместе с редкими следами древних храмов эти предметы свидетельствуют о существовании погребального культа, уже приобретшего классический характер. |
Диск из гробницы Хемаки Нож с золотой рукояткой
Запечатанный сосуд из сердолика |
Египтологи долго трактовали рельефные изображения Плиты Нармера как повествование о триумфальной победе Нармера из Иераклионполя над Нижним Египтом. На плите, вероятно, изображена торжественная победа над одним из городов Дельты - Уашем. На лицевой стороне плиты фараон взирает на обезглавленные трупы врагов. За ним идет сановник, носивший сандалии фараона. Перед царем - четыре знаменосца, которые символизируют начальные этапы объединения страны. Представленный в красной короне Нижнего Египта Нармер олицетворяет царя Севера, разрушающего мятежные города. Он держит в руках палицу и скипетр - символы воина и власти. Нармер - "могучий бык", разбивающий вражескую крепость, уничтожающий всех врагов и подчиняющий противоборствующие силы, изображенные в виде фантастических животных. Их длинные шеи, переплетаясь, образуют круг в центре палетки, на котором древние египтяне толкли малахит. Центральное положение круга утверждает его символическое значение: рисунок обозначает идеальное смирение противоборствующих сил. На обеих сторонах плиты вверху доминирует серех с иероглифом фараона. На тыльной стороне представлено изображение фараона Нармера, держащего за волосы пленника из Уаша. Иероглиф сообщает, что Нармер - это сокол Гор, который держит за веревку пленника из земли папируса, то есть из района Дельты. |
Плита Нармера
Плита Нармера |
Статуэтка Хетепдиефа отличается необычной позой владельца. Он не сидит на кубообразном троне, а стоит на коленях, положив на них руки. В древнеегипетской иконографии поза фигуры определялась должностью изображаемого лица. В этом смысле необычность позы Хетепдиефа объясняется его званием погребального жреца первых трех царей II династии: Хетепсехемви, Ранеба и Нинечера. Их имена вырезаны сзади на правом плече статуи. Жрец изображен на коленях в знак уважения и почтения к покойным царям. Недостаточно тщательная обработка формы делает статуэтку массивной и тяжелой, напоминающей некоторые образцы архаичной скульптуры, которые, по-видимому, еще служили примером для творчества. Только четкая проработка волос указывает на способность скульптора передавать детали. |
В подземных галереях пирамиды Джосера найдены тысячи сосудов из тонкого алебастра. Праздничный сосуд относится ко II династии. На нем изображен один из самых важных праздников Древнего Египта - хеб-сед, или годовщина царствования фараона. Каждые три года во время этого торжества фараон публично подтверждал свою власть над всей страной и обновлял свою физическую силу с помощью ритуального бега. На обеих ручках сосуда изображены троны Верхнего и Нижнего Египта, на которых во время праздника сидел фараон. Оба трона изображены в профиль. Но в действительности они стояли бок о бок, рядом, на квадратном подиуме, а по сторонам находились две лестницы, изображенные на центральной части вазы. Внизу бог вечности Хех сидит на коленях с распростертыми руками. То же самое изображение можно найти в иероглифе хех, обозначающем "миллионы лет". На северо-востоке от своей пирамиды Джосер построил монументальный каменный ансамбль, где происходили юбилейные торжества, с целью гарантировать себе возрождение в течение миллионов лет. |
С самых древних времен художники создавали украшения, разнообразные по форме и материалу. Ожерелья тинисской эпохи из твердых и полудрагоценных камней сопровождали покойника в загробную жизнь. Они являлись одновременно и украшениями, и амулетами; породы и формы применяемых камней наделялись магическими свойствами: они предохраняли покойника от колдовства. Простая нитка фаянсовых бусин с кулоном в форме скарабея гарантировала владельцу вечную жизнь после смерти. |
Эта грациозная миниатюрная вазочка была найдена в гробнице Хемаки - казначея царя Дена. Нежный цветок лотоса охватывает сосуд для косметического средства и указывает на большое мастерство в искусстве обработки камней, достигнутое в эпоху его создания. Природа со своими разнообразными формами являлась для египетского художника первым источником его творчества; цветок передан с изящным реализмом, лепестки раскрываются, чтобы принять в себя дорогую косметику. |
Отсутствие верхней части Плиты "Ливийская дань" не позволяет полностью расшифровать содержание рельефов. На одной из сторон изображены животные, подобные изображавшимся на знаменах номов - округов в Древнем Египте. Они представлены разрушающими стены городов, названия которых написаны иероглифами внутри городских стен. Именно во времена создания этой плиты экспансия царства Иераконполя на Севере достигла своего апогея и, возможно, образы отражают торжественную победу царя над крепостями противника. Тем не менее не исключено, что изображение относится к основанию новых городов на только что завоеванных территориях. На другой стороне плиты изображены Длинные вереницы животных, расположенные в три ряда; в четвертом, нижнем ряду представлена оливковая роща. Здесь же можно увидеть иероглиф, обозначающий древние ливийские племена. Из-за отсутствия дополнительной информации сцена трактуется как получение богатой дани от ливийских племен, славившихся в те времена своим оливковым маслом. Трудно достоверно ответить, является ли дань знаком почтения египетскому царю или она — трофей при победе над ливийскими племенами, но второе предположение наиболее вероятно. При изображении животных художник отметил характерные черты каждого вида. Быки, двигаясь с опущенными рогами, на последней капле терпения переносят навязанный им темп движения. Ослы же, наоборот, привыкшие к длительным и утомительным переходам, передвигаются спокойно и безучастно. Завершает ряды медленно бредущее стадо баранов. Последний из них, меньший по размеру, смотрит назад, повернув голову. Этот не сразу заметный прием умело разрешает проблему отсутствия места и естественным образом оживляет композицию, разрушая монотонность движения. |
Фрагмент плиты "Ливийская дань" Фрагмент плиты "Ливийская дань" |
С древних времен игра сенет была одним из любимых увлечений древних египтян. Благодаря многочисленным документам можно восстановить правила игры. Каждый из двух соперников имел одинаковое количество фигурок, различавшихся по форме и цвету. Фигурки двигали по прямоугольной доске, расчерченной на 30 клеток (на египетском языке перу - «дома»), по 10 в каждом ряду. Ходы определялись тем, как выпадали палочки. Цель игры - пройти назначенный путь по разным квадратикам, отмеченным то знаком доброй судьбы, то - злой. Присутствие сенета среди погребальной утвари и его изображение на стенах могил сообщает о другом, символическом значении этой игры. Извилистый путь шашек по доске повторяет путь души в загробном мире; каждая клетка обозначает важный этап этого пути. Ставка этой игры - вечная жизнь. |
Поднос в форме корзины. Древнеегипетские мастера могли резать по любому камню. Прочность камня дарила предмету вечную жизнь, поэтому многие предметы погребальной утвари выполнялись из камня. Этот маленький поднос из зеленого сланца натуралистично изображает изящную корзинку, сплетенную из соломы. На одной из длинных сторон написано слово нбу - золото, обозначающее, что солома была золотой или стала таковой благодаря магической силе слова. Золото - это драгоценный и вечный материал, как золотая плоть богов. |
|
Древнее царство
Период Древнего царства начинается с III династии. Это было время политических и культурных завоеваний, когда богатство и мощь Египта достигли самого высокого уровня за прошедший период. Активно проводившаяся политика экспансии на север, в направлении Синая и Палестины, дополнялась развитием торговых связей с Западной Азией, Нубией и легендарной страной Пунт, предположительно располагавшейся между Суданом и Эритреей, откуда в Египет поступали такие экзотические товары, как ладан, черное дерево, слоновая кость и леопардовые шкуры. Осознание египтянами собственного превосходства воплотилось в идее, что миром правит универсальный закон порядка и справедливости (маат), установленный богами во время созидания мира, и что вне маат существуют лишь хаос, беспорядок и анархия. Только фараон, осуществляя принципы маат, может противостоять внешним силам, постоянно угрожающим Египту, только он обеспечивает стабильность государства и всего мира. Позднейшая традиция рассматривала эпоху ранних династий в качестве идеальной модели, мифического золотого века, к которому обращались во времена, когда общество переживало кризис традиционных ценностей и национальной идентификации. Власть первых двух династий была утверждена и узаконена во всех возможных отношениях богатейшим корпусом мифов, который послужил в дальнейшем идеологической основой власти фараонов. Центром сложившейся мировоззренческой системы являлась фигура фараона, чья двойственная природа (человеческая и божественная) была гарантом порядка на земле и космической гармонии. Согласно основополагающему мифу фараоновского владычества, царь являлся олицетворением бога-сокола Гора, бившегося против Сета - воплощения зла и хаоса - ради защиты мирового порядка и справедливости. Эта борьба имеет четко просматривающиеся политические и культурные параллели, переосмысление которых явилось средством утверждения божественной природы и политической власти путем создания мифов. Согласно одному из них, Сет убивает отца Гора, Осириса, который является архетипом умершего царя; победа, одержанная затем наследником Осириса над Сетом, утверждает преемственность короны и государственную стабильность. Фундаментальное различие божественной природы царя и остального человечества легло в основу стабильного существования египетской цивилизации на протяжении тысячелетий; суверен являлся первопричиной и итогом всего сущего, и благополучие мира всецело зависело от его милости. Джосер, первый царь III династии, стал символом этой почти мистической концепции власти. Он перенес столицу государства в Мемфис - город, занимавший стратегическое положение на границе Верхнего и Нижнего Египта, - и заложил новый тип царского захоронения в Саккаре. По совету архитектурного гения Имхотепа, позднее провозглашенного полубогом, он воздвиг грандиозный памятник в форме ступенчатой пирамиды, целиком выполненный из камня. Погребальный комплекс был окружен стеной, украшенной нишами и пилонами, наподобие фасада древнего дворца, сереха, и включал, помимо пирамиды и храма, предназначенного для отправления культа покойного, множество других построек, призванных увековечить могущество фараона. Структура комплекса точно воспроизводила устройство царского дворца, но, кроме того, в нем содержались также уменьшенные копии тех комнат, в которых проводился юбилейный ритуал Хеп-сед, знаменующий возрождение жизненных сил и возобновление источника власти. Вокруг главного захоронения находится огромное количество более поздних: материал (камень) обеспечил долговечность комплекса. Комплекс был предназначен для осуществления перехода фараона к загробному существованию, сходному с его земной жизнью; структура захоронения воссоздавала мифологическое начало мира, когда первый холм (пирамида), от которого родилось все живое, поднялся из волн первоначального хаоса. Пирамиды в Медуме (Хуни, конец III династии) и в Дахшуре (Снофру, начало IV династии) демонстрируют стремление воплотить новый идеологический концепт царской власти с помощью пирамидальных форм. Еще ближе к осуществлению этой задачи подошел Хуфу, сын Снофру, и его потомки. Пирамиды Гизы представляют окаменевшие солнечные лучи, которые возносят фараона для воссоединения с Ра, богом солнца. Архитектурная символика царской, преходящей власти является второстепенной. Основное внимание уделено божественной сущности фараона, а также его культу: в комплекс пирамиды входят два храма, объединенные общим пандусом. Еще дальше пошли представители следующей династии. Будучи уроженцами Гелиополя, священного города Ра, они придали своей власти легитимность тем, что провозгласили себя прямыми потомками бога солнца, и прибавили титул Са-Ра («Сын Ра») к монаршему именованию. Царские захоронения и погребальные храмы V династии утверждали превосходство Ра над другими богами. Священство Гелиополя разработало тщательно продуманную теологию, базирующуюся па солнечном культе. Отправление этого культа происходило в открытых святилищах, основанных на пирамидальной модели, однако организующим центром структуры был обелиск - бенбен - каменное воплощение животворящей энергии солнца. Начиная с времен Унаса, последнего фараона династии, стены погребальных помещений покрывались формулами, заклинаниями и экзорцистскими заклятиями - Текстами пирамид, призванными оберегать правителя в его путешествии к иному существованию, к концу которого он должен был воссоединиться с Ра и слиться с Осирисом, главным божеством загробной жизни. Устремления простого египтянина не простирались столь высоко, но придворные и чиновники, приближенные к особе фараона, по крайней мере имели привилегию на мастабу рядом с пирамидой. Для каждого, без исключений, загробная жизнь всецело основывалась на его земном существовании. Гробницы походили на обычные дома, а их стены декорировались очень жизненными сценками загробной жизни умершего и его семьи. Сцены повседневной жизни - сев, сбор урожая, рыбная ловля и забой скота - изображались живо и непосредственно. В дополнение к подобным росписям существовала распространенная традиция высекать биографию умершего на стеле или статуе, чтобы донести память о военных кампаниях и морских походах, за которые фараон награждал почестями своих приближенных. Чтобы выжить во время долгого путешествия, умершему требовались еда и питье, одежда и притирания: на стеле в гробнице, которая устанавливалась рядом с так называемой ложной дверью, предназначавшейся для связи с миром живых, умерший изображался принимающим подношения, оставленные во время погребения. Самого схематического изображения было достаточно, чтобы, наполнившись магической энергией, образ стал реальностью, давая возможность умершему принять подношения, оставленные в гробнице. Чтение текстов и отправление погребальных ритуалов, изображенных на стенах, пробуждали жизненную энергию, заключенную в иконографических изображениях, призывая их в текущую реальность. Следуя тому же принципу, статуя умершего становилась самим умершим, а глиняные фигурки, выполнявшие различные повседневные работы, такие как выпечка хлеба и приготовление пива, становились аутентичным воплощением этих занятий; они должны были обеспечивать умершего пищей и всем необходимым в его загробном существовании. Совершенно очевидно, что ключ к пониманию фараоновского искусства во всех его проявлениях лежит в древнеегипетской концепции мира - как в политико-религиозном, так и в ритуально-погребальном ее аспектах. Как и все, что исходило от фараона, искусство, главнейшим клиентом и покровителем которого он являлся, было земным выражением гармонии и совершенства мироздания. Именно монарх определял эстетические каноны, которые были обязаны соблюдать художники, дабы их произведения могли выполнять возложенные на них функции в соответствии со вселенскими законами. В огромных мастерских, трудившихся на корону, не было места для индивидуального творчества, напротив, чем точнее работа соответствовала жестким официальным рамкам, тем выше она ценилась. Наиболее характерным примером реализации этой традиции может послужить изображение человеческой фигуры: обязательная для нее иконография была выше любого проявления индивидуального сходства: таким образом изображение изымалось из временного контекста. Эстетически безупречное и технически безукоризненное, оно не должно было выходить за крайне жесткие рамки идеальных канонов. Единственным средством идентификации изображенного оставалась краткая запись его имени, а также изображение атрибутов, обозначавших его предназначение или род деятельности. Возможность использования перспективы даже не рассматривалось: вещам надлежало быть изображенными такими, какие они есть, а не такими, какими кажутся. Фигура человека представляла собой набор отдельных частей тела, соединенных так, чтобы показать каждую из них наиболее полным образом. Конечный результат являлся самым подробным перечислением черт человека, возможным при условности изображения. Культ, атрибутами которого были статуи царей и частных лиц в погребальных храмах, также может служить примером подобного мировоззрения. Каменное подобие оживлялось духом мертвого, его ка, а посмертные ритуалы, отправлявшиеся жрецами, позволяли жизненным силам умершего оставаться в активном состоянии. Подобная форма поклонения предкам была распространена очень широко, что документально подтверждают списки жертвователей (царей, цариц и сановников), хранившиеся в архивах храмов пирамид, выстроенных правителями V династии. Эти архивы представляют собой ценнейший корпус сведений об администрировании и управлении имуществами короны и храмов. Так как верховная политическая власть была слита с верховной религиозной властью, большая часть доходов с Царской собственности (детально отображавшихся в записях) направлялась на нужды культовых учреждений, что давало священству постоянный и солидный источник средств и поддержки. Вполне естественно, храмы были средоточием экономической и административной активности, особенно в провинциях, где должность местного правителя часто совмещалась с высшим жреческим чином. Традиция наследования подобных должностей и связанных с ними политических и религиозных полномочий привела к появлению настоящих «феодальных» династий на местах, чьи процветание и стремление к самостоятельности стали причинами все возраставшей слабости центральной власти на закате Древнего царства, когда сила местных княжеств была достаточно велика, чтобы подорвать устойчивость центрального правительства. Борьба между местными князьками на севере и на юге страны привела Египет к политическому и культурному кризису, длившемуся около двух столетий, вплоть до правления Ментухотепа II, происходившего из XI фиванской династии, который восстановил государственное единство и стал основателем Среднего царства. |
Статуэтка носильщика. Фигурка носильщика принадлежит к категории изображений домашних слуг. Она была найдена в числе множества других в гробнице важного сановника эпохи VI династии по имени Нианхпепи; ознакомившись с перечислениями всех его титулов на постаменте статуи, можно узнать, что он именовался как «Черный». Слуга изображен несущим куда-то тюк, украшенный шкурой леопарда и снабженный ножками. Тюк держится на плечах при помощи белых ремней. Правой рукой носильщик поддерживает плетеный короб, украшенный геометрическим орнаментом. Обратите внимание, как детализированная отделка поклажи контрастирует с непритязательной росписью фигуры носильщика. |
Статуя коленопреклоненного Каемкеда. Эта статуя была найдена в гробнице царевича Урирни, хранителя царской сокровищницы, среди множества фигурок домашних слуг. Каемкед был погребальным жрецом царевича, и здесь он изображен поклоняющимся и подносящим дары своему господину. Статуя была превосходно отделана: обратите внимание на мелкие складочки на набедренной повязке, на детальную проработку глаз, на прекрасно вылепленное лицо; интересно, что скрещенные руки являются новым иконографическим элементом. Поза коленопреклоненного человека является редкостью для того времени и, возможно, демонстрирует попытку художника внести новое в устоявшиеся правила. |
Статуя сидящего мужчины. Автор этой скульптуры следовал строгим стандартам египетского искусства, сохранив определенную свободу художественного выражения. Человеческая фигура идеализирована с анатомической точки зрения, однако мастер отделил руки от общего массива, чтобы придать изображению больше объемности и реализма. Черты лица тщательно проработаны: небольшой, но полный рот, узкий нос, большие глаза, выполненные в технике инкрустации и обведенные медными ободками, как и у всех статуй лиц высокого ранга. Парик выглядит не совсем обычно: линия завитых волос на лбу прерывается на уровне висков, показывая ступенчатую стрижку боковых локонов. |
|